СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об Оригене

Весьма ценно для нас непосредственное свидетельство его ученика - святого Григория Чудотворца. В своем прощальном «Похвальном Слове» Оригену святой отец подробно описывает курс учения, выслушанный им вместе с другими у этого учителя: Святой Григорий говорит и о широте наставлений, какую сообщал Ориген своим собеседникам - ученикам, и о той мудрой постепенности, с какою учитель вёл своих слушателей от низшего - к высшему, от внешних знаний к самому святилищу истины. С особенною заботливостью он старался внушить ученикам любовь к истине и ее исследованию: излагал логику, способную научить основательно взвешивать силу умозаключений; физику, раскрывающую могущество и мудрость Божию в удивительных делах творения; математику как верное и неопровержимое основание всего прочего; астрономию как средство увлечения ума к возвышенному и небесному. Выше всего Ориген ставил изучение нравственности. Он учил своих слушателей искусству умерять страсти, возвышаться над слабостями человечества, трудиться над тем, чтобы приблизиться к Божеству и сохранять в себе Его образ. Самое драгоценное, самое высшее и необходимое познание по Оригену-познание первой Причины. Этот высший курс он начинал с изложения всех представлений о Божестве прежних философов и поэтов, за исключением прямых атеистов, отвергавших бытие или провидение Божие, и потом уже переходил к изъяснению того, что Дух Божий открыл человеку в Священном Писании. «Он сам, - замечает святой Григорий, - шел впереди нас и вел нас за руку. Своим опытным глазом он открывал заблуждение (языческих философских систем), как бы ни было оно тонко, но и с радостью указывал на истину, которая могла через это открыться». Объяснение же Писания Ориген делал с такою силою, что в словах толкователя пророков Григорий готов был признать то же наитие, как и в самих пророках.

За возвышенную и непоколебимую твердость духа прозванный современниками «адамантовым» (алмазным), написавший до шести тысяч сочинений и имевший многочисленных учеников и почитателей, которые были так преданы ему, что «лучше желали бы заблуждаться вместе со своим наставником, нежели мыслить истинное с другими» (слова Викентия Лиринского). В жизни искренне строгий к себе и в то же время кротко-любовный ко всем другим, даже к своим врагам, подвижник и исповедник Христов, Ориген был одним из основателей христианской богословской науки. К сожалению, подобно всем последователям александрийского - умозрительного направления, он предавал несколько большее, против надлежащего, значение разуму в деле познания истин веры и теснее, чем должно, сближал рыческую философию с христианским учением; поэтому Ориген не был свободен от ошибочных мнений, которые он, впрочем, с истинно христианским чувством смирения выдавал за свои частные мнения' а отнюдь не за положительные истины. Он признавал, что догматы веры, по его собственными словам, не должны ни в чем разногласить с церковным и апостольским Преданием.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz