|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Об Ангелах хранителях отдельных лиц Говоря об Ангелах, Ерм допускает между ними степени и приписывает им участие в мироправлении (Видение 3; Подобие 8,9; ср. Игнатий Богоносец Поел, к Тралл, гл. V; Иустин муч. Аполог. II гл. V; Афина- гор Прошение о христианах гл. X и XXTV). Здесь, в частности, он учит об Ангеле хранителе (ср. Поел Варнавы гл. XVIII; Климент Ал. Strom. I. VI; De Princ. 1.1, особенно III, где он это учение называет учением церковным. См. еще на эту тему у Мефодия Патарского). Итак, видишь, что хорошо следовать доброму ангелу. Посему, если будешь повиноваться ему и делать его дела, то будешь жить с Богом равно как и все, которые будут следовать его Делам, будут жить с Богом. Из третьей части: Подобие девятое о строении Церкви Божией - воинствующей и торжествующей После того, как я написал заповеди и притчи Пастыря - Ангела покаяния, он пришел ко мне и сказал: «Я хочу показать тебе все, что показал тебе Дух Святой; Который беседовал с тобою в образе Церкви. " О лице Господа Иисуса Христа Дух тот есть Сын Божий. Так как ты был слаб телом, то тебе не открывалось чрез Ангела, до тех пор, пока ты не утвердился духом и не укрепился силами для того, чтобы мог видеть Ангела. Тогда тебе хорошо и величественно Церковью было показано строение башни, но ты видел, как будто все было показано тебе девою. А теперь ты получишь откровение чрез Ангела, хотя (на самом деле) – от того же Духа. Ты должен тщательно все узнать от меня; ибо для того я и послан тем досточтимым Ангелом обитать в твоем доме, чтобы ты увидел все хорошо, ничего не страшась, как прежде». И повел он меня в Аркадию на гору, имеющую вид груди, и сели мы на ее вершине. В пятой притче (о винограднике) Ерм, исповедуя, что Сын Божий жил в образе раба, страдал и умер за наши грехи, представляет соединение во Христе Божества с человечеством несколько своеобразно, а именно: человеческую природу Спасителя и состояние ее страдания он представляет в виде положения раба, божество же Христа называет Духом Святым, действующим в человечестве Христовом и прославляющим его. Сам же Святой Дух, наоборот, называется у него Сыном Божиим. Подобное словоупотребление встречается и у других отцов и учителей Церкви, например у Климента Римского (2 Поел, к коринф.), Иустина мученика, Феофила Антиохийского, Иринея, Тертуллиана, Ипполита и др. Отметим, что в этой же притче Ерм приводит и древнейшее свидетельство о посте в среду и пяток в воспоминание страданий и смерти Христа Спасителя, называя их «днями стояния» применительно к слововыражению римских солдат, у которых оно означало стояние на часах на страже. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster