СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Из «Бесед на Шестоднев»

й: О животных земных

Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов (Быт. 1,24). Скоты суть животные земные и поникли к земле; но человек есть насаждение небесное, отличен и видом телесного состава, и достоинством души. Какой вид у четвероногих? Г олова их наклонена к земле, смотрит на чрево и всеми мерами ищет приятного чреву. Твоя голова поднята к небу; очи твои взирают горе. Потому, хотя ты иногда бесчестишь себя плотскими страстями, работая чреву и низшему чрева, что можно сказать: сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им (Пс. 48, 13), однако же, тебе прилично иное попечение - искать горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. 3,1), мыслию своею быть выше земного. А какой дан тебе вид, так располагай и своею жизнью, жительство свое имей на небесах (Флп. 3,20). Истинное отечество твое - горний Иерусалим; граждане и соотечественники твои - Собор и Церковь первенцев, написанных на небесах (Евр. 12,23).

Заметим, что в другом месте, а именно в «Беседе на слова: внемли

себе» святитель рассуждает так:

Потом, поместив голову на самом верху тела, Бог водрузил в ней наиболее достойные чувства. Там зрение, слух, вкус, обоняние, все они размещены вблизи друг от друга. И при таком стеснении их в малом пространстве ни одно не препятствует действию соседнего с ним чувства. Глаза заняли самую высшую позицию, чтобы ни одна часть Тела не преграждала им свет, и чтобы, находясь под небольшим прикрытием бровей, они могли прямо устремляться с горней высоты. Слух открыт не по прямой черте, но звуки, носящиеся в воздухе- принимает в извилистый ход. И высочайшая премудрость видна в том, что голос проходит беспрепятственно, или, лучше сказать, звучит, преломляясь в изгибах, и ничто привходящее извне не может быть препятствием ощущению. Изучи природу языка, как он нежен и гибок и по разнообразию движений достаточен для всякой потребности слова. Зубы являются орудием голосу, доставляя крепкую опору языку, и вместе с тем служат при вкушении пищи: одни рассекают, другие измельчают ее. Таким образом, рассматривая все с над лежащим рассуждением и изучая втягивание воздуха лёгкими, сохранение теплоты в сердце, орудия пищеварения, проводники крови, ты во всем этом усмотришь неисследуемую премудрость своего Творца, так что и сам скажешь с Пророком: Дивно ведение Твое для меня (Пс. 138,6).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz