СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

«Апология к императору Констанцию»

Творения святителя Афанасия всегда пользовались в Церкви большим уважением. Один из древних подвижников говорил своему другу: «Если ты найдешь что-нибудь’ из творений Афанасия и не будешь иметь под руками бумаги спиши на свою одежду». Афанасий всегда умеет соразмерять свою речь с предметом, о котором говорит, и с лицами, к которым обращается.. Его выводы логичны и последовательны; его рассуждения ясны и большею частью основаны на Священном Писании, хотя он обращается для доказательства своих слов и к Преданию, и к соображениям разума. Хотя язык его вообще очень чист, но в нем нельзя не заметить некоторых терминов, усвоенных Афанасием в его путешествиях на Запад и во время пребывания там. Кроме того, его речь отличается особенною простотою, чужда растянутости, особенно в его комментариях, но не темна; естественна и плавна в его творениях исторических, где он никогда не прерывает ход повествования какими-либо отступлениями, не относящимися к делу; жива и одушевленна в творениях полемических, причем он иногда употребляет очень жесткие и резкие выражения против врагов истины, желая возбудить в них спасительный стыд, а с другой стороны - предохранить своих пасомых и вообще православных отувлечения их учением и суетою повседневной жизни. Но святитель умеет быть тихим и приятным, когда говорит о предметах веры с людьми, рассуждающими о вере только для ее уяснения. Он показал даже редкую умеренность и снисходительность по отношению к врагам истины в своем послании к Серапиону о смерти Ария, за которое не хотел даже приниматься, не желая говорить худое о несчастной кончине еретика. Патриарх Фотий особенно хвалит четыре Слова святителя Афанасия против ариан, также его Апологии о своем бегстве и к императору Констанцию. В них мы видим в лице Афанасия величественную картину праведника-пастыря, спокойного среди нравственных волн, воздвигнутых клеветою мира и верно понимающего свое служение. Бесценную услугу Святой Церкви Афанасий оказал тем, что, соединяя в себе глубокий богословский ум и пламенное чувство любви и благоговения к богооткровенной истине, раскрыл догмат о Божественности Христа Спасителя со всею полнотою, ясностью и точностью, насколько это возможно для одного из таинственнейших догматов христианства; пояснил всем предмет веры, чем только его можно пояснить, и, наконец, доказал так же несомненно, как несомненно для всех бытие природы,- бытие Священного Писания и всей христианской религии. Поэтому он вполне заслужил имя «отца Православия», которое присвоила ему Церковь за его подвиги.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz