СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Истолковательные творения

Нравственные творения

«Послание к пустыннику Драконтию», поставленному святителем Афанасием епископом одного местечка неподалеку от Александрии и убежавшему снова в пустыню либо по страху предстоящего гонения (по смерти Константа, защитника Афанасьева), либо по любви к уединенной жизни. Святитель, обличая эти и подобные побуждения, увещевает его возвратиться к своей пастве:

«Послание к Аммуну» - другому подвижнику, против порицающих супружество. X

«Жизнеописание преподобного Антония Великого» составлено (ок. 365 г.) по просьбе западных пустынников, желавших подражать необыкновенной пустыннической жизни в Египте (с которой познакомил Запад сам же Афанасий, когда удалялся туда из Александрии при Констанце-покровителе ариан). Изложение жизни преподобного Антония так назидательно, что, по Словам блаженного Августина, многие из язычников, читая его, делались христианами, и оно весьма способствовало обращению его самого от рассеянной жизни.

Истолковательные творения

К истолковательным творениям святителя Афанасия относятся:

Отрывок из «Послания о праздниках (Пасхи)», издавна принятый в состав церковных правил (см. Книга правил), особенно важен потому, что определяет различие между священными книгами - каноническими (принятыми в канон) и неканоническими (не внесенными в канон, но назначенными отцами для чтения нововступающих в Церковь и желающих огласиться словом благочестия) и показывает точное значение книг апокрифических. О последних Афанасий ясно говорит, что такого разряда книг Православная Церковь не знала и такого названия Даже по отношению к неканоническим книгам не употребляла, а так назывались только книги еретические, и то по вымыслу самих еретиков, которые свои лживые сочинения выдавали за какие-то сокровенные (&7Юхроф&), будто бы не обнародованные Церковью, но тайно в ней сохраняемые от первых времен.

Что касается «Синопсиса» Афанасия, предмет которого одинаков с предметом указанного отрывка из Послания, и который можно назвать как бы введением в книги Священного Писания, то молчание древних и некоторые немаловажные отступления в мыслях заставляют сомневаться в его подлинности. Все же это сочинение дорого для нас тем, что представляет первый опыт научного руководства к ознакомлению с книгами Священного Писания и их употреблению. Оно охватывает все ветхозаветные и новозаветные книги. После предварительного рассуждения о каноне, его происхождении и главном составе, сочинитель занимается каждой книгой в отдельности - историей ее написания, ее писателем и содержанием. Затем говорит о книгах, так называемых церковных, которые не считались апостольскими писаниями, но употреблялись во многих Церквах для общественного назидания. Далее - об апокрифах и книгах подложных, о греческих переводах Ветхого Завета до пересмотра их Лукианом; заканчивает перечнем потерянных книг. , .

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz