СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Творения святого Иринея

Остановимся несколько подробнее на этом случае, ибо он является весьма поучительным. «Разногласия есть не только об этом дне (Пасхи), - писал святой Ириней Виктору, - но и о самом образе поста (Страстной недели): ибо одни думают, что должно поститься один день, другие - два, иные - больше, а иные - сорок (часов); притом мерою своего дня считают часы дневные и ночные (здесь разумеется особый род поста, символически представлявший сорокодневный пост — пост сорокачасовой, который продолжался от 6-ти часов шестого дня Страстной недели до начала воскресного дня). Такое различие в.соблюдении (поста) произошло не в наше время, но гораздо прежде у наших предков, которые, вероятно, не соблюдали в этом большой точности и простой, частный, свой обычай передавали потомству. Тем не менее, однако же, все они сохраняли мир, и мы живем между собою в мире, и разногласием относительно поста утверждается единомыслие веры (из Евсев. кн. V гл. 24). Также в Послании к Власту, другому римскому пресвитеру и тоже еретику, Ириней пишет: «Апостолы установили, чтобы мы не осуждали никого за пищу и питье и какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботы (Кол. 11,16). Откуда же эти распри, откуда расколы? Мы празднуем, но в закваске злобы и лукавства, раздирая Церковь Божию, и соблюдаем внешнее, чтобы отвергнуть лучшее - веру и любовь. Что такие праздники и посты не угодны Богу, мы слышали из слов пророческих (Против ереси кн. IV гл. 33)» Так, разногласие в частных обычаях и внешних обрядах, встречающееся в местных Церквах, по мысли святого Иринея, не может и не должно быть препятствием миру и единению со всею Вселенскою Церковью, только бы у них свято и неизменно сохранялись апостольская вера и устройство Церкви.

Святой Ириней скончался мученически вместе с тысячами своих духовных чад около 202 г. во время жестокого гонения Септимия Севера.

Творения святого Иринея

Из большого числа творений святого Иринея до нас дошло в целости, и то в латинском переводе (весьма неисправном, хотя древнем, известном еще Тертуллиану) только одно, правда, самое обширное и самое важное его творение - «Пять книг против ересей», иначе озаглавленное самим Иринеем: «Обличение и опровержение лжеименного знания - гносиса» (между 172 и 190 г.) - первый опыт полемической письменности древней христианской Церкви. Относительно подлинности этого творения никогда не было сомнения ни между древними, ни между новыми писателями и критиками.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz