СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О триедином Боге Самом в Себе

Святитель Григорий вообще выражает неодобрение различным сравнениям, которые делали прежние отцы и учители Церкви, например: образ Троицы - родник, ключ и поток, солнце, луч и свет и т. п. Но иногда и сам указывает на подобия Божией троичности: «в. Адаме - нерожденном, Сифе рождённом от него и Еве - происшедшей от Адама», а также в отношениях - «души, мысли и слова».

Всего лучше, - заключает он, - отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях, иметь руководителем Духа, и то озарение, какое получено от Него, сохраняя до конца, с Ним, как с искренним сообщником и собеседником, проходить настоящий век, а по мере сил и других убеждать, чтобы поклонялись Отцу и Сыну и Святому Духу, - единому Божеству и единой Силе; единому Естеству в трех Личностях: разумных, совершенных, самостоятельных и раздельных по числу, но не по Божеству. Таково Святое Святых, закрываемое и от самих Серафимов и прославляемое тремя Святынями, которые сходятся в единое Господство и Божество, - о чем другой некто прекрасно и весьма высоко любомудрствовал прежде тс (Слово против ариан).

Как же учит святитель Григорий о Боге, проявившем и проявляющем Себя вовне - в деле миротворения и миропромьшления? И здесь мысль о Боге как о высочайшем и преизобильном Свете, или Уме, и Его созерцании стоит у святителя Богослова на первом плане, и соответственно проявлению этого Света у него появляется мысль о любви как, о побуждении для присносущного, духовного Света проявиться вовне и через влияние на тварей даровать им блаженства.

О мире невещественном, Ангельском

Так как для Благости не довольно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее, чтобы число облагодетельствованных было как можно большее (ибо сие свойственно высочайшей Благости), то Бог измышляет, во-первых, Ангельские и Небесные силы. И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так произошли вторые светлости, служители первой Светлости, разуметь ли под ними разумных духов, или как бы невещественный и бесплотный огонь, или другое какое естество, наиболее близкое к сказанным. Хотел бы я сказать, - продолжает святитель, - что они неподвижны на зло и имеют только движение к добру, как сущие окрест Бога и непосредственно озаряемые от Бога (ибо земное пользуется вторичным озарецием); но признавать и называть их не неподвижными, а неудободвижными убеждает меня денница - по светлости, а за превозношение ставший.и называемый ч тьмою с подчиненными ему богоотступными силами, которые через свое удаление от добра стали виновниками зла и нас в него вовлекают. Так и по таким причинам сотворен Богом умный мир, сколько могу о сем любомудрствовать, взвешивая малым умом великое (Слово на Пасху).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz