СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Из «Бесед на Шестоднев»

. Нет, сотворил Бог небо и землю, не вполовину каждое, но целое небо и целую землю, самую сущность, взятую вместе с формою:

потому что Он не изобретатель только образов, но Зиждитель самого естества существ. Так Бог прежде, нежели существовало что-нибудь ИЗ ВИДИМОГО ныне, положив в уме и подвигшись привести в бытие : не сущее, вместе - и помыслил, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира. Для неба отделил Он естество, приличное небу, и в форму земли вложил сущность, свойственную земле и потребную для нее. Огню, воде, воздуху дан и формы, какие хотел, и привел их в сущность, как требовало умопредставление каждой из творимых вещей.

Целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он каким- то неразрывным союзом любви в одно общение и одну гармонию; так что части, по положению своему весьма удаленные одна от другой, кажутся соединенными посредством влечения. Потому да прекратят свои баснословные построения те которые при немощи собственных умствований измеряют могущество, непостижимое для разумения и вовсе неизреченное на человеческом языке!

Потому, человек, не представляй себе видимого безначальным и из того, что движущиеся на небе тела описывают 1фуги, а в круге наше чувство с первого взгляда не Может заметить начала, не заключай, что природа вращающихся тел безначальная. Да и этого круга, т. е. начертания, описанного, на плоскости одною линией, не должны мы предполагать безначальным хотя бы и потому, что он ускользает от нашего чувствами мы не можем найти, где он начался и где окончился. Напротив того, хотя это и ускользает от нашего чувства, однако в действительности, кто описывал круг из центра и с известным расстоянием, тот, без сомнения, начал его откуда-нибудь. Так и ты, видя, что тела, описывающие круги, возвращаются в прежнее свое положение, равномерностью и непрерывностью их движения не удерживай себя в той ложной мысли, будто бы мир безначален и нескончаем.

Проходит образ мира сего (1 Кор. 7, 31) и: небо и земля прейдут (Мф. 24,35). Предвозвещением догматов об окончании и изменении мира служит и то, что передано нам ныне кратко в самых началах богодухновенного учения: в начале сотворил Бог (т. е. в начале - временном: ибо конечно не в свидетельство того, что мир по своей первобытности предшествует всему сотворенному, именует его происшедшим в начале; но говорит о начале происхождения видимых и постигаемых чувством вещей после невидимого и умосозерцаемого мира Ангельского). Чтобы мы уразумели вместе с тем, что мир сотворен хотением Божиим не во времени (т. е. в более или менее продолжительный период времени), сказано: в начале сотворил, - в значение чего древние толкователи, яснее выражая мысль, сказали - по переводу Акилы) сотворил Бог, т. е. вдруг и мгновенно (различая при этом первоначальное, непосредственное сотворение мира из ничего и постепенное образование его Богом в течение шести дней при посредстве естественных сил и деятелей самой природы). Начавшееся со временем - по всей необходимости и окончится во времени. Если что имеет начало временное, то не сомневайся о его конце, тем более, что где части подлежат повреждениям и изменениям, там и целое необходимо потерпит некогда те же видоизменения, что и его собственные части. Без сомнения, излишество. Мудрости некогда принесет для языческих ученых приращение тяжкого осуждения за то, что с такою осмотрительностью вникая в пустые предметы, они произвольно слепотствовали в уразумении истины, не нашли одного из всех способа, как уразуметь Бога, Творца вселенной и праведного Судию; воздающего каждому достойно по делам.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz