Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Развитие католической теории библейской боговдохновенности

Если кто-нибудь, однако, не принимает в качестве священных и канонических самих незатронутых книг со всеми их частями так, как во вселенской церкви их привыкли читать и они содержатся в старом общераспространенном латинском издании, и знает о прежних преданиях, но, будучи сведущим, пренебрегает ими, пусть будет ему анафема.

Во времена Тридентского собора и после него в католическом мире постоянно обсуждался вопрос библейской боговдохновенности. Традиционной теории противопоставлялась инструментальная теория доминиканцев. Доминиканские монахи из Испании, Мельхиор Кано (ум. 1560) и Доминго Банес (ум. 1604), проповедовали «максимальную» теорию устной диктовки в механической форме. Им противостояли иезуиты, Леонард Лессиус (ум. 1623), Роберто Беллармин (ум. 1621) и Франциско де Суарес (ум. 1619), которые развивали теорию содержания. В соответствии с их «минимализмом», совсем не обязательно, чтобы Святой Дух вдохновил каждую строку в Писании. В результате споров заново утвердили традиционную католическую теорию боговдохновенности.

После этих споров в католической теории практически ничто более не подвергалось изменениям. Объединенные воедино аспекты содержания и общины оставались непоколебимым основанием. Правда, развитие критического исследования Библии на исторической основе оказало свое влияние на католическую теорию. Вследствие этого при определении боговдохновенности ударение делалось на доктринальную безошибочность в Писании. После того как на соборе в Тренто было заново подтверждено учение о боговохновенности, первый Ватиканский Собор подчеркнул тот факт, что Господь является автором Писания, которое Он передал своей церкви. Он лично руководил писателями, оберегая их от ошибок:

Книги же церковь считает священными и каноническими не потому, что они, составленные только человеческим усердием, затем по своей важности были одобрены, и не потому только, что они содержат откровение без ошибки, но потому, что записанные по вдохновению Святого Духа они автором имеют Бога и как таковые были переданы церкви.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz