Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Склонность к инструментальной теории в лютеранстве

В символических книгах используется некоторая терминология, которая связана с теорией Лютера. Пророческие и апостольские произведения придают форму всему Писанию. Слово Божье либо проповедуется (vox viva), либо читается (scriptura sacra); Евангелие передается двумя способами. В символических книгах, написанных Меланхтоном, Писания могут использоваться параллельно с концепцией Слова Божьего:

... из Священного Писания и чистого Слова Божьего...

Библия - это книга Духа Святого; «открытый текст Святого Писания» - это «глас Святого Духа». Таково manifesta scriptura spiritus sancti.

Так же как и у Лютера, в символических книгах содержание Писаний воспринимается как нечто единое. Однако возникает новый аспект содержания: главным в содержании становится концепция meritum passionis Christi et iustitia fidei, a не пророческие и апостольские doctrina divinitus inspirata. Такова «доктрина Нового и Ветхого Заветов». Более поздние символические книги утверждают, что эта доктрина содержится в «Священном Писании».

... точное учение Христово, собранное из священных письмен, в подлинном и неповрежденном смысле...

В других богословских произведениях, которые не вошли в состав символических книг, Меланхтон затрагивает вопрос библейской боговдохновенности намного чаще. Он признает, что апостолы и пророки обладали особым видом вдохновения, которое было необходимо для передачи божественного откровения:

И в Главе 7 пророка Захарии говорится: «Слова, которые послал Господь воинств в Святом Духе с помощью отряда прежних пророков». Этим высказыванием также подкрепляется и то, что пророки руководились Святым Духом, и то, что Слово Божье - это не пустой звук, но что присутствует Святой Дух и этим голосом приводит в движение и воспламеняет умы. Это надо показать благочестивым людям тверже всего, чтобы они знали, что поистине Бог действует через Свое слово в умах верующих и в них воспламеняет вечную жизнь...

Утверждение Меланхтона отличается от воззрений Лютера. Святой Дух касается пророческих умов (mentes), дабы они смогли постигнуть (ut sciant) спасительную истину. Акцент делается на эпистемологический аспект восприятия божественного откровения. Меланхтон воспринимал боговдохновенность как правильное признание notitia historiae божественной доктрины. Пророки и апостолы были призваны для восприятия и учения божественной доктрины, которая непогрешима:

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz