Миикка Руоканен - Учение о боговдохновенности. Мартин Лютер и его место в экуменической проблеме боговдохновенности

Классическая богословская проблематика

Боговдохновенность является частью концепции откровения. Однако, в отношении боговдохновенности, данная тема строго ограничена рамками божественного откровения о спасении. Вопрос естественного богословия в данном случае не затрагивается.

Боговдохновенность является тем аспектом откровения, который рассматривается в богословии только в плане способности к восприятию и осознанию, которую дарует Господь в своем откровении, то есть как переживание человека, которое происходит в ходе откровения. Следовательно, боговдохновенность имеет отношение к теории восприятия откровения. Учение о боговдохновенности уделяет особенное внимание тому, как положения божественного происхождения появляются в письменной форме. Однако данную тему не следует ограничивать рассмотрением текстуальных вопросов. Библейская боговдохновенндсть может быть правильно воспринята лишь в более широком контексте, когда боговдохновенность воспринимается как описание восприятия и осознания божественного откровения.

В отношении способности восприятия боговдохновенность является состоянием, которое может испытывать как отдельно взятая личность, так и группа людей. В обоих случаях человек, переживающий такое событие, воспринимается как пророк. Пророчество может быть экстатическим (видения, слышания, сновидения и т. д.), профетическим (в форме пророческого повествования) или представлять собой вдохновенное толкование существующих исторических фактов. И то, и другое может быть пророческим провозглашением, которое обретает письменную форму либо сразу, либо спустя некоторое время. Вследствие этого возникает классическая богословская проблематика - следует ли понимать боговдохновенность как:

- только лишь восприятие откровения;

- восприятие и одновременная запись откровения;

- запись откровения, которое произошло ранее.

Вопрос о том, какова сущность откровения, отсылает нас к диалектической концепции в откровении: содержит ли откровение совершенно новую информацию или оно связано с той, которой мы уже обладаем? В какой степени откровение является переживанием и знанием, которые Бог дает человеку? Насколько оно обретает завершенный вид и вытекает из толкования существующих исторических фактов? В какой мере откровение основывается на переживании сверхъестественного, а в какой - на естественном осмыслении мира, истории и человеческого бытия в целом? В какой степени откровение обладает ясной формой, а в какой оно является тайным и нечетким? В какой мере откровение является устным общением? Насколько оно основывается на восприятии существующих фактов и осмыслении божественных деяний в мире? Является ли откровение определенным и продолжительным?

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz