|
История изучения древнецерковной письменности |
|
Довольно рано памятник сделался известным на Западе. Автор трактата Adversus aleatores, дошедшего до нас с именем Киприана, но написанного, вероятно, значительно раньше (Ад. Гарнак находит возможным признать автором его римского епископа Виктора I, 189—199 гг.), пользуется Асбахл как divina Scriptura [божественным Писанием] и, приводя из него извлечения (Ai-бахл 14.2; 15.3), называет самый памятник doctrinae apostolorum [учения апостолов] (et in doctrinis apostolorum). Пресвитер аквилейский Руфин (ум. 410) в своем переводе «Церковной истории» Евсевия, к тому месту ее, где говорится о памятнике, делает замечание, что эта книга называется не Doctrinae, как писал Евсевий Doctrina apostolorum. Обнародование Дсбахл Филофеем Вриеннием дало возможность определить восходящее к самым первым векам христианства пользование им во многих произведениях древнецерковной литературы, но без точного обозначения источника, что вполне естественно в отношении к памятнику, который, служа для наставления оглашаемых, по необходимости должен быть хорошо известен, часто вдохновлять писателей, давать им мысли и выражения. Уже первым издателем памятника были начаты и за ним большим числом ученых продолжены изыскания относительно пользования, от легких намеков и указаний до целых переработок. В пылу увлечения находили более или менее ясные параллели в очень многих памятниках древности, на первых порах не допуская даже сомнения в важном значении этих параллелей для определения истинной литературной зависимости. Но чем больше указывали параллельных мест, тем более должно было понижаться их значение, потому что становилось все вероятнее, что дело ограничивается простыми фактическими параллелями: не должно забывать, что многие изречения, которые содержатся в памятнике, были в обычном употреблении и вне его; поэтому в высшей степени трудно, даже невозможно установить историю пользования им. Бесспорное заимствование из Дсбахл начинается с Климента Александрийского; ссылки его на места из обеих половин памятника указаны были еще Филофеем Вриеннием и за ним признаны и всеми исследователями. В некоторых местах он молчаливо пользуется им. Особенно важно заимствование, где памятник оценивается так высоко, что называется приравнивается к книгам Священного Писания. У Псевдо- Афанасия в трактате De virginitate (времени св. Афанасия) отмечено (cap. 13) почти дословное пользование евхаристической молитвой из Дьбахл (9.3—4). Из поздйейших греческих богословов можно указать еще только на Дорофея Палестинского (ум. ок. 590) и на современника его Иоанна Лествичника (первый: PG 88. Col. 1840 - Дьбахл ЗЛО; второй: PG 88. Col. 1029 — Дсбахл 1.4). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster