|
Наставление |
|
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Copyright © 2000-2004
Webmaster
Почти две тысячи лет в православных храмах верующие приносят Богу малую, но
угодную Ему жертву - церковную свечу. Она сопровождает православного христианина
всю жизнь - при крещении, при венчании, при отпевании. Ее возжигают, когда хотят
замолить грехи или прибегнуть к помощи Божьей, Богородицы и святых угодников.
Как возник обычай возжигать свечи и лампады
Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, от которой при
святом князе Владимире была получена нашими предками православная вера.
Но не в греческих церквях возник этот обычай.
Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности.
Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами - одно из
первых, данных Моисею Господом (Исх. 25,31-37).
В ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую
принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8).
В храме Иерусалимском одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во
дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал
приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней
жертвы - возжигал светильники на всю ночь.
Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты, Господи,
светильник мой", - восклицает царь Давид (II Цар. XXII, 29). "Слово Твое -
светильник ноге моей",- говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).
Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при
субботних и других праздничных вечерях, особенно же на Пасху. Так как Господь
Иисус Христос "в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский
живот и спасение", тоже совершил Пасху, то можно предполагать, что и в горнице
Сионской, которая представляет собой первообраз православных храмов, при первом
совершении Святейшей Евхаристии, также горели светильники.
Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда
собирались в ночное время для проповеди слова Божия, молитвы и преломления
хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: "В горнице, где мы
собрались, было довольно светильников " (Деян. XX, 8).
В первые века христианства при Богослужении всегда возжигали свечи.
С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для
богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще
всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой,
- и главной причине, освещение имело духовное значение. "Никогда не совершается
у нас богослужение без светильников, - говорил учитель Церкви Тертуллиан, - но
мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, - литургия
совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это
Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме
".
В конце второго века в Иерусалимской Церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в
храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады
колодезную воду - и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим
маслом.
Когда на Церковь Христову прекратились гонения. и настал мир, обычай возжигать
светильники и свечи остался.
Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не
совершается, без светильников.
В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада,
знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в
новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской
Церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во
время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский
просвещает всякого человека.
Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить
свечи и зажигать лампады не только перед Евангелием, но и перед другими
священными предметами, перед гробами мучеников, перед иконами святых, в
ознаменование своего благоволения к святыне. Иероним в послании против
Вигилянция свидетельствует: "во всех Церквах Востока, Когда чтется Евангелие,
возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в
знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный... Иные же
сие творят в честь мучеников ".
" Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым
сияют праведники ", - говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский (VII век).
Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым
иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением
фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что
"возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире... "
Символическое значение свечей, подсвечников, лампад и света в храме
Свет в православном храме - это образ небесного, Божественного света. В
особенности он знаменует собою Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет
истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.
Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие полумрак,
сумрак в храме даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие
света. Это означает земную человеческую жизнь, погруженную в сумрак греха и
неведения, в котором, однако, светит свет веры, свет Божий: "Свет во тьме
светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1, 5). Сумрак в храме является образом того
мысленного духовного сумрака, покрова, которым вообще окружены тайны Божий.
Небольшие узкие окна древних храмов, символизирующие источники света
Божественного, создавали поэтому в храмах такую обстановку, которая в точности
соответствовала приведенным словам Евангелия и правильно отображала природу
вещей в духовной области жизни.
Внешний свет допускался внутрь храма лишь как образ света невещественного, и в
очень ограниченном количестве. Светом в собственном смысле для церковного
сознания является только Божественный свет, свет Христов, свет будущей жизни в
Царстве Божием.
Этим определяется и характер внутреннего освещения храма. Оно никогда не
назначалось для того, чтобы было светло. Светильники храма всегда имели
духовно-символическое значение. Они возжигаются и днем, во время дневных служб,
когда света из* окон достаточно для общего освещения. В уставных случаях
церковные светильники во время вечерних и ночных богослужений могут возжигаться
в очень небольшом количестве, а при чтении шестопсалмия на всенощном бдении
положено гасить все свечи, кроме свечи в середине храма, где стоит чтец, пред
иконами Христа, Богоматери и храма в иконостасе. Сумрак в храме становится очень
густым. Но полного мрака не бывает никогда: "Свет во тьме светит". Зато при
праздничных и воскресных богослужениях по чину возжигаются все светильники, в
том числе и верхние - паникадило и поликандила, создавая образ того полного
света Божия, который воссияет верным в Царстве Небесном и содержится уже в
духовном значении празднуемого события.
Символический характер света в церкви свидетельствуется также устройством и
составом горящих свечей и лампад. В о с к и е л е й в древности были
приношениями верующих ко храму в качестве добровольных жертв. Литургист XV века.
блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска,
говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих.
Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и готовности впредь к
послушанию Богу подобно мягкости и податливости воска. Как выработанный пчелами
после собрания нектара с множества цветов и деревьев воск символически означает
приношение Богу как бы от лица всего творения, так горение восковой свечи, как
превращение воска в огонь, означает обожение, превращение земного человека в
новую тварь действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.
Елей, как и воск, означает тоже чистоту и искренность человека в его поклонении
Богу. Но елей имеет и свои особенные значения. Елей - это масло плодов оливковых
деревьев, маслин. Еще в Ветхом Завете Господь повелел Моисею, чтобы в жертву
Богу был приносим чистый без осадка елей (Исх. 27, 20). Свидетельствуя чистоту
человеческих отношений к Богу, елей является знамением милости Божией к людям:
он смягчает раны, оказывает целебное действие, одобряет пищу.
Большое богослужебное и таинственное значение имеют Лампады и свечи. Они горят в
алтаре за престолом в особом светильнике (семисвечник), лампада или свеча в
подсвечнике ставится на
Горнем месте, на престоле, на жертвеннике, лампады могут возжигаться и у
отдельных икон в алтаре.
В средней части храма лампады обычно возжигаются у всех икон, а возле особо
чтимых икон возжигается по нескольку лампад; кроме того, ставятся большие
подсвечники с ячейками для многих свечей, чтобы верующие могли ставить здесь
приносимые ими к этим иконам у) свечи. Большой подсвечник ставится всегда в
центре храма с восточной стороны аналоя, где лежит икона дня. Особый подсвечник
с большой свечой выносится на малых входах на вечерне и литургии, на великом
входе - за литургией, а также перед Евангелием, когда оно выносится на входах
или для чтения. Эта свеча знаменует свет Христовой проповеди. Самого Христа, как
Света от Света, Света истинного. Такое же значение имеет свеча в подсвечнике,
которой вместе с кадилом за литургией Преждеосвященных Даров священник
благословляет народ словами "Свет Христов просвещает всех ". Особое духовное
значение имеют свечи в архиерейских дикириях и трикириях. Во время каждения
храма в уставных случаях диакон предшествует совершающему каждение священнику с
особой диаконской свечой, которая знаменует свет апостольской проповеди,
предшествующей принятию веры во Христа среди народов, то есть как бы
предшествующей Христу, грядущему к людям. Зажженные свечи в руках священников
находятся в предусмотренных Уставом случаях богослужения. Особым светильником с
тремя свечами священник благословляет народ за пасхальными службами.
В центральной части храма из купола книзу ниспускается большой светильник с
множеством огней, возжигаемых в положенных случаях, - паникадило или паникандило.
Из куполов боковых приделов нисходят в храм подобные же светильники меньших
размеров, называемые поликандилами. Поликандила имеют от семи до двенадцати
светильников, паникадила - более двенадцати.
Церковные светильники бывают разные. П о д с в е ч н и к и всех видов, помимо
практического назначения, символизируют ту духовную высоту, благодаря которой
свет веры светит всем в доме, всему миру. П а н и к а д и л о (многосвечники, в
переводе с греческого), ниспускающееся сверху в центральную часть храма, и п о л
и к а н д и л а, находящиеся в боковых приделах, множеством своих огней означают
собственно Небесную Церковь как собрание, созвездие людей, освященных благодатью
Духа Святого, просвещенных светом веры, горящих огнем любви к Богу, пребывающих
неразлучно вкупе в свете Царства Небесного. Поэтому эти светильники и спускаются
сверху в ту часть храма, где стоит собрание земной Церкви, призванной духовно
стремиться ввысь, к своим небесным собратьям. Церковь Небесная освещает своим
светом Церковь земную, прогоняет от нее мрак - таков смысл висящих паникадил и
поликандил.
На иконостасе и почти перед каждым киотом в храме висят одна или несколько
лампад, стоят подсвечники с горящими свечами. "Светильники, горящие пред
иконами, означают, что Господь есть свет неприступный и огнь поядающий для
грешников нераскаянных, а для праведников огнь чистительный и животворный; что
Божия Матерь есть Матерь света и Сама чистейший свет, немерцающий, сияющий всей
вселенной, что она есть купина горящая и неопалимая, приявшая неопально в Себя
огнь Божества - престол огненный Вседержителя... что святые суть светильники
горящие и светящиеся всему миру своею верою и добродетелями... " (св. прав.
Иоанн Кронштадтский).
"Свечи пред иконами Спасителя означают, что Он Свет истинный, просвещающий
всякого человека грядущаго в мир (Иоан. 1, 9), и вместе Огнь поядающий или
оживотворяющий души, телеса наши; свечи пред иконами Божией Матери означают, что
Она Матерь неприступного Света, и вместе пламенную любовь к роду человеческому;
что Она в чреве носила огнь Божества и неопалима и вечно носит в Себе
вселившийся в Нее огнь Божества; свечи пред иконами святых означают пламенную
любовь святых к Богу, ради Которого они пожертвовали всем, что бывает дорого для
человека в жизни... означают, что они светильники, нам горящие и светящие своею
жизнью, своими добродетелями и наши горячие молитвенники пред Богом, день и ночь
о нас молящиеся; горящие свечи означают и наше горячее усердие к ним и жертву
сердечную... "
Лампада, висящая перед иконой, символизирует древний огненный столб, который в
нощи вывел Израиль.
Свечи, горящие на подсвечнике, поставленные вокруг лампады, напоминают
молящемуся о купине, о терновом кусте, который горел, но не сгорал, и в котором
Бог явился Моисею. Горящая, но не сгорающая купина особенно прообразовала Матерь
Божию.
Свечи, поставленные правильными кругами, обозначают колесницу, восхитившую Илию,
а сами круги изображают как бы колеса этой колесницы.
"Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и
благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго,
сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны,
просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу
и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви
святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую
неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу
пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. -
Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного" (св. прав. Иоанн
Кронштадтский).
Правило возжигания свечей в храме
Возжигание свечей в храме - это особое действо, тесно связанное с
песнопением и священнодействиями служб.
В богослужения будничные, когда почти во всех молитвах выражается одно:
покаяние, сокрушение и скорбь о грехах, и освещение бывает самое малое: кое-где
теплится одинокая свечка или лампада. В дни праздничные, - как например в
воскресные дни, когда воспоминается победа Христа Спасителя над смертью и
диаволом, или, например, когда прославляются особенно угодившие Богу люди, -
церковь выражает свое торжество большим светом. Тут уже возжигаются п о л и к а
н д и л а , или как у нас говорят п а н и к а д и л а, что, с греческого языка,
значит многосвещники. В величайший из христианских праздников - в светлое
Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные
стоят с зажженными свечами.
Итак, чем радостнее и торжественнее совершается в Храме Богослужение, тем больше
бывает света. Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных
службах возжигать свечей более, и при менее торжественных, или же печальных,
постных - менее.
Поэтому на повечерии, полунощнице, часах горит меньше светильников, чем на
вечерне, утрене, литургии.
Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Это делается для того, чтобы
псалмы, выражающие сознание своего греховного состояния, изображающие множество
врагов, ищущих погубить душу и тело, слушались со вниманием и страхом, и, как
писали святые Отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться.
Темнота во время чтения шестопсалмия особенно способствует сосредоточенности и
обращению внутрь своей души.
В середине шестопсалмия священник, как бы принимая на себя звание Ходатая и
Искупителя всего рода человеческого, выходит на алтарь и пред царскими дверьми,
как пред затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, читая тайно
молитвы светильничные.
Одно из объяснений светильничных молитв указывает, что они называются так
потому, что содержат благодарение
Богу за ночной свет, даруемый нам в свечах, и моление, чтобы Господь, под видом
вещественного света, наставил нас и научил нас ходить в истине. О таком
благодарении и молении пишет Василий Великий: "Отцам нашим заблагорассудилось не
с молчанием принимать благодать вечернего света, но благодарить, как только он
явится ".
В пророческом стихе "Бог Господь и явися нам" прославляются два пришествия
Христова: первое как бы утреннее, бывшее во плоти и в нищете, и второе во славе,
которое произойдет как бы ночью, в конце мира.
Во время провозглашения мирной етении зажигаются все свечи в храме, знаменуя,
что их осияла слава Господня. На литургии, как на самом торжественном
Богослужении, во все дни года (то есть будничные и праздничные), зажигается
более свечей, чем на других службах.
Первую свечу возжигают на том месте, где начинается Богослужение - на
жертвеннике. Затем возжигают свечи на престоле. "Горящие свечи на престоле
изображают несозданный троический Свет, ибо Господь живет в свете неприступном
(1 Тим. 6), и огнь Божества, попаляющий нечестие и грехи наши" (св. прав. Иоанн
Кронштадтский). Эти свечи возжигает диакон или сам священник. После этого
горящие свечи устанавливаются пред иконами Спасителя, Божией Матери, храмовой и
святых.
При начале же чтения св. Евангелия, свечи, как и в древние времена, возжигаются
во всем храме, в изображение того, что свет Христов просвещает всю землю.
Возжигание свечей в храме - это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как
нельзя и нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также
нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою
свечу, или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.
Если хотите поставить свечку - приходите до начала службы. Горестно видеть, как
пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и
торжественные моменты Богослужения, когда все замирает в благодарении Богу,
нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.
Если кто опоздал на службу - пусть дождется окончания Богослужения, а затем,
если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и
не нарушая благочиния.
Свечи и лампады возжигают не только в Храме, но и в домах благочестивых
христиан.
Преподобный Серафим, великий ходатай пред Богом за живых и усопших, так пояснил
великое значение свеч и лампад: "Я имею... много особ, усердствующих ко мне и
благотворящих мельничным сиротам моим. Они приносят мне елей и свечи и просят
помолиться за них. Вот, когда я читаю правило свое, той поминаю их сначала
единожды. А так как, по множеству имен, я не смогу повторять их на каждом месте
правила, где следует, тогда и времени мне не достало бы на совершение моего
правила, то я и ставлю все эти свечи за них в жертву Богу, за каждого по одной
свече, за иных же постоянно теплю лампады; и где следует на правиле поминать их,
говорю: "Господи, помяни всех тех людей, рабов Твоих, за их же души возжег Тебе
аз убогий, сии свещи и кандила (то есть лампады) ". А что это не моя, убогого
Серафима, человеческая выдумка, или так, простое мое усердие, ни на чем
Божественном не основанное, то приведу вам в подкрепление слова Божественного
Писания. В Библии говорится, что Моисей слышал глас Господа, глаголавшему к
нему: "Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандилы
во дни и в ноши: сия бо угодна есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть".
Так вот... почему святая Церковь Божия прияла в обычай возжигать в святых храмах
и в домах верных христиан кандилы, или лампады, пред святыми иконами Господа,
Божией Матери, святых ангелов и святых человек. Богу благоугодивших ".
Как мы видим, церковная свеча - священное достояние православия. Она символ
нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.
Свеча напоминает нам о нашем крещении. Три свечи ставятся на самой ) купели, в
знамении Св. Троицы, во имя которой бывает крещение. Наши восприемники,
произнеся за нас обеты отречения от сатаны и сочетания со Христом, со свечами в
руках стояли у этой купели. Свечи, которые они держали в руках, показывали веру
в то, что это таинство дает душе крещаемого просвещение, что крещаемый идет от
тьмы к свету и становится сыном света, почему и само крещение называется
просвещением.
Свеча напоминает нам о нашем бракосочетании. Свечи даются обручающимся и
венчающимся. Взожженные свечи в руках сочетающихся браком свидетельствуют о
чистоте их жизни. Посредством свечей, зажигаемых новобрачными, как бы сияет
чистота брака.
Со свечами происходит и таинство соборования. Около лампады или другого сосуда с
вином и елеем зажигают семь свечей во образ семи даров Святаго Духа, а все
предстоящие держат в руках зажженные свечи в знак своей пламенной молитвы.
Со свечами происходит обряд погребения, и свеча напоминает нам, что и мы будем
лежать в гробу, окруженные четырьмя подсвечниками с горящими свечами,
символизирующими крест, а наши родные и близкие будут во время панихиды держать
в руках горящие свечи, изображая Божественный свет, И), которым был просвещен
христианин в крещении.
Один вид церковной свечи может вы звать в душе православного человека
глубочайшие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии, о 'скорби и радости.
Много, много говорит церковная свеча и чувству, и уму верующего.
Духовное значение церковной свечи - нашей жертвы Богу
Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники
возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она
есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности
человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению,
превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры,
причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень
любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых
верующий ставит свою свечу.
Горящая свеча - это символ, видимый знак, она выражает нашу горячую любовь
благоволения к тому, кому ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения,
то свечи не имеют никакого значения, жертва наша напрасна.
К несчастью, это происходит нередко, слишком нередко. Многие, кто ставят свечи
"о здравии ", "об упокоении ", об успехе какого-либо дела, не только не любят
тех, кому ставят эти свечи, но даже не знают, кому ставят эти свечи.
Принято ставить свечи своему Ангелу, то есть святому, имя которого носят [ 1 ] А
многие ли знают житие своего святого? А не зная, можно ли его любить?
Некоторые из нас вспоминают о Боге, о Богоматери, о святых лишь зайдя в церковь,
и то на несколько минут, и думают, что достаточно поставить перед иконой свечу,
и молитва наша исполнится - как будто Богу, Богородице и святым нужны свечи!
Часто живя как неверующие, как язычники, или еще хуже, не зная Закона Божия, мы
думаем, что, поставив свечу, выполнили свой долг, сделались чистыми и праведными
- точно свеча может умолить и умилостивить за нас Бога!
Бывает и хуже. Некоторые не только не считают грехом обмануть, притеснить,
ограбить другого, но еще и радуются, когда это удается сделать. И затем думают,
что если в праздник расставили свечи в церкви или засветили лампаду дома перед
иконой, то Бог не взыщет с них за ложь, за обман, за обиду людям.
Как страшно заблуждаются эти люди! Без любви к Богу, без любви к ближнему, как
самому себе, без исполнения Заповедей Господних - не нужны наши свечи. Никто не
требует их от нас. Бог требует, чтобы мы любили Его всем сердцем, чтили всей
душой, неуклонно исполняли Его святые заповеди и всей жизнью прославляли Его.
Его святым угодникам - угодно, чтобы мы подражатели им были, как и они были
подражателями Христу [ 2 ], чтобы мы подобно им были и со всем старанием, со
всей заботливостью следовали тем, которые живут по образу угодивших Богу, и не
следовали врагам креста Христова, им же кончина погибель, им же Бог чрево, и
слава в студе их, еже земная мудрствуют [ 3 ]. Если мы живем так, если в душе
нашей свет Божий, в сердце - огонь любви к Нему и к угодившим
Ему и ревность подражать им, - в таком случае будем ставить свечи и зажигать
лампады перед образами их: то и другое, как видимое выражение нашего внутреннего
света и огня, будет угодно им.
А если в нашей душе тьма беспроглядная; если наша жизнь - грех и беззаконие, что
ж тут наши свечки и лампадки? Ровно ничего! Да еще и хорошо было бы, если бы
только - ничего. Нет, они оскорбляют Господа Бога и святых Его и возбуждают не
любовь и милость, а гнев и наказание. Ведь представь себе: кто обманом и
беззаконием награбил миллионы рублей и думает потом, что десятком свечей он не
только закроет все свои беззаконные дела, но еще и милость заслужит от Бога, -
что он хочет и надеется сделать? Обмануть Господа Бога, подкупить Его святое
правосудие? Да, страшно подумать и сказать, но это так. Иначе, зачем в руках его
свечки? Свидетельство ли они того, что он любит Бога? Если бы он любил Бога, так
и жил бы по-Божьему; а не живет по Божьим заповедям, значит не любит и не знает
Его. Что ж тут свечи? Ложь и обман,- как ложь и обман все его слова; как ложь и
обман все его клятвы; как ложь и обман все его действия. Но слова, клятвы и
действия относятся к людям; а свечи предлагаются Богу и Его угодникам... И вот
чем думают угодить Господу Богу, Который видит каждое наше дело, каждое слово и
каждую мысль! И странно, до чего может человек ослепить себя. Какой честный
человек примет что-нибудь от вора и грабителя? Не только не примет, но еще
сочтет оскорблением, если такой осмелится явиться к нему с чем-либо. А тут из
добытого обманом и всяческими неправдами, что тоже воровство и. тот же грабеж,
ставят свечи. За кого же они считают Бога? Иль они в самом деле думают, что Богу
угодно и приятно то, что оскорбило бы всякого честного человека? Погибельное
заблуждение! Тем больше погибельное, что они совершенно успокаиваются на своих
свечах и убеждены, что поставив свечи, могут и далее бесстрашно и безнаказанно
продолжать делать беззаконие.
Нет, не так. Послушайте, что Господь говорил еще евреям, которые, точно также,
провождая нечестивую и беззаконную жизнь, думали, что если приносят какие-нибудь
жертвы Богу, то уж за них и чисты перед ним и угодны Ему.
" К чему мне множество жертв ваших? Вы приходите являться пред лице Мое; но кто
требует этого от рук ваших, чтобы вы топтали двор мой. Впредь не ноете мне
пустых даров. Курение ваше отвратительно для Меня. Новомесячия ваши, посты и
праздничные собрания ненавидит душа Моя. Они мне бремя, и не стерплю больше
беззаконий ваших. Когда прострете ко Мне руки ваши, - Я отвращу от вас очи Мои.
И сколько бы ни молились, - не послушаю вас ". Вот приговор Самого Господа Бога
над всеми жертвами, которые приносятся Ему, - значит над свечами, - когда
приносящие их не заботятся о важнейшем - об угождении Ему своею жизнью! Если бы
и теперь явился пророк Божий среди нас, то как многим-многим он сказал бы от
имени Господа Бога: свечи ваши - мерзость Ми есть; постов и праздников ваших
ненавидит душа моя. И кто требовал этого от вас? Измыйтеся прежде от нечестий
ваших; отьимите лукавства от душ ваших пред очима Моима, престаните от лукавств
ваших, научитеся добре творити, взыщите суда (будьте справедливы и честны) и уже
потом являйтесь сюда со своими свечами. Иначе, егда прострете руки ваша ко Мне,
- отвращу очи Мои от вас; аще умножите моление, - не услышу вас.
Сердце чистое - вот лучшая жертва Богу. С сердцем чистым поставь перед образом
свечку, засвети лампадку дома,- они будут угодны Ему и святым Его. И будь твоя
свечка наименьшая из всех свечей в церкви, она будет угоднее Ему толстых свечей
тех, о которых сказано выше. Но, повторяем, свечи и лампады, сами по себе, без
веры и усердия нашего, ничего не значат; никогда не забывайте этого. Не
возлагайте на них никаких надежд: они не спасут вас, если сами не заботитесь и
не стараетесь об этом; они не принесут милостей от Бога, если вы не любите Его
всей душой. Не забывайте также, что все ваши молитвы, все ваши жертвы Господу
Богу будут отвергнуты Им, если вы в своем сердце имеете зло против кого-нибудь
или находитесь во вражде с ближними. Вот что сказал Спаситель наш: если ты
принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет
что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди, прежде
помирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой [ 4 ]. Так и должно
быть. Вы приходите в церковь засвидетельствовать Господу Богу свою любовь, свое
благоговение; но: можно ли истинно любить Господа Бога, не любя своих близких?
Нет. Аще кто речет яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, - ложь есть; ибо
любяй, брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити? И сию
заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата своего.
По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Ставить свечи перед иконами
хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему.
Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу
и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, - то напрасна и
жертва твоя Богу ".
И последнее. Свечи надо приобретать только в том Храме, куда вы пришли молиться.
Приносить с собой свечи, купленные пусть даже в благочестивом месте, но за
стенами Храма, и ставить эти свечи перед иконами - нельзя.
Свеча, приобретенная в Храме, для верующего - предмет почтения, она
предназначена служить жертвою Богу, в воню благоухания духовного. Свеча,
купленная вами за стенами Храма и затем принесенная в Храм - это не жертва.
Примечания
1. Каждый новорожденный при крещении получает имя какого-нибудь святого,
молитвам и покровительству которого крещаемый поручается на всю жизнь. Таким
образом, святой, как молитвенник, покровитель и ходатай пред Богом, делаются для
человека другим Ангелом хранителем (каждому при рождении дается от Бога
собственно так называемый Ангел хранитель), почему и называется вообще Ангелом.
Отсюда день Ангела - день памяти вашего святого."
2. См. 1 Кор. II, 1.
3. Филипп. 3,19.
4. Мф. V, 23, 24.
Тропарион
||
Православные ссылки
||
Почтовая форма
||