СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ К НАСТОЯЩЕМУ ИЗДАНИЮ

Издаваемая «Святоотеческая хрестоматия» была составлена ректором Московской Духовной семинарии протоиереем Николаем Васильевичем Благоразумовым в конце XIX века и рецензирована в Московской Духовной Академии. Собранные в хрестоматии жизнеописания и сведения о главных трудах святых отцов и учителей Церкви с изложением важнейших положений этих трудов дают возможность читателю приобрести цельное знание о жизни Церкви и развитии богословских представлений, начиная с апостольских времен и заканчивая временем окончательного установления догматов православной веры.

Потребность в такого рода знаниях (очевидно, существовавшая и ранее) сегодня вполне осознана православным обществом. Современные реалии предъявляют людям, принадлежащим к Церкви, настоятельные требования укорененности в православной традиции и осознанного исповедания догматов Православия. С целью предоставить современному читателю возможность обозреть в сжатом виде труд святых учителей Церкви, отстоявших от потока лжеучений и ересей каноническое православное вероучение, община Храма Христа Спасителя и предприняла это издание.

У Церкви никогда не было «легких времен», и всегда истинным ее пастырям, Чтобы «хранить не нововводно все, писанием или без писания, установленные для нас церковные предания», приходилось и приходится стоять несокрушимой твердыней на пути множества «обновителей». Выразим надежду, что ознакомление, пусть в малой мере, с бесценными сокровищами святоотеческих первоисточников, позволит читателям самим убедиться, что (повторим слова составителя хрестоматии) «именно от невнимания к живому Преданию Церкви и историческому ходу раскрытия христианства произошли и происходят различные заблуждения, ереси и расколы».

ПРЕДИСЛОВИЕ

По учению Православной Церкви, Священное Предание имеет одинаковую важность и значение для христианского веро- и нравоучения со Священным Писанием, и потому первое должно быть изучаемо всеми нами с неменьшим вниманием, чем последнее (не только пастырями, но и пасомыми, хотя бы в различной мере полноты и обстоятельности). Свидетелями же и хранителями Священного Предания, как богопросвещенными истолкователями и самого Писания, являются святые отцы и учители Церкви в своих творениях - догматических, нравственных и проч. Между тем, за исключением из семинарского курса Патрологии в качестве самостоятельной науки, воспитанники духовных семинарий очень и очень мало знакомятся ныне (особенно практически — через чтение в классе и дома) с писаниями отцов и учителей Церкви. Таким образом, издаваемая нами святоотеческая хрестоматия прежде всего и главным образом должна составлять пособие именно для воспитанников духовных семинарий к столь необходимому им в богословском образовании изучению святоотеческой литературы. Далее к удовлетворению той же самой цели наша хрестоматия может более или менее служить воспитанникам старших классов гимназий и других светских заведений, т. е. к восполнению их церковноисторических и собственно богословских познаний. Наконец, она может быть вполне пригодною (исключая разве некоторых, местами более научных рассуждений или более специальных извлечений, например «о священстве») и для общего религиозно-нравственного чтения, тогда как церковно-приходские библиотеки по недостатку своих средств приобретать творения святых отцов в полном виде часто затрудняются.

Главная >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz