СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О человеке - в особенности о его душе разумно-свободной и бессмертной

Таким образом, по отношению к телу душа составляет истинную и существенную его форму, служит началом, управляющим его жизнью и его ощущениями. Она живет во всех частях тела и везде в нем обнаруживает свою деятельность.

Чувства в теле бывают настроены, Как лира; когда управляет ими : сведущий ум - тогда душа рассуждает и.знает, что делать и как поступать. Но сие свойственно только людям, и есть разумность человеческой души, пользуясь которою, отличается она от бессловесных и доказывает о себе, что она действительно не одно и то же с видимым в теле. Тело часто лежит на земле, а человек представляет и созерцает, что на небе. Тело часто покоится, безмолвствует и сидит,, а человек - внутренне в движении и созерцает, что вне его, переселяясь и переходя из страны в страну, встречаясь со знакомыми, нередко предугадывая и предузнавая дела свои на другой день. Что же это иное, как не разумная душа, которая в человеке размышляет и представляет то, что выше его? Так, тело по природе смертно; почему же человек размышляет о бессмертии и нередко из любви к добродетели сам на себя навлекает смерть? Тело временно; почему же человек представляет себе вечное и поэтому пренебрегает тем, что у него под ногами, а вожделеет же вечного? Тело само о себе не помыслит ничего подобного; оно не помыслило бы и о том, что вне его, потому что оно смертно и временно. Необходимо же быть чему-либо другому, что помышляло бы © противоположном и не естественном телу. Итак, что же это тогда будет, как не душа: разумная и бессмертная? „Не извне, но, внутри в теле, как музыкант на лире, производит она совершеннейшие звуки .Так, глазам естественно смотреть и слуху - слушать, почему же одного отвращаются они, а другое избирают? Кто отвращает глаза от зрения? Кто заключает для слышания слух„по природе способный слышать? Кто нередко удерживает от естественного стремления вкус, по природе назначенный для вкушения? Кто запрещает иного касаться руке, по природе деятельной? И обоняние, данное для ощущения запахов, кто отвращает от принятия их в себя? Кто производит то вопреки тому, что естественно телу? Почему тело, отвращаясь от требуемого природою, склоняется совету ума и обуздывается его мановением? Все это доказывает не что иное, как разумную душу, владычествующую над телом. Тело не само себя движет, но приводится в движение и движется другим, как и конь не сам себя впрягает, но понуждает его владеющий им. Потому и даются людям законы - делать доброе и отвращаться порока; для бессловесных же, лишенных разумности и мышления, и худое остается невнятным и неразличимым (там же).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz