|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
А кто имеет в мысли Сына, тот не отделяет от Сына и Духа; но относительно порядка последовательно, относительно же естества' соединено запечатлевает в себе воедино слиянную веру в три Лица. О человеке - в особенности о его душе разумно-свободной и бессмертной Человек, по учению святителя Афанасия, - венец творчества Божия. Он состоит из двух частей (субстанций) - духовной и телесной, частей, по природе своей взаимно противоположных меаду собою, но премудростью Творца соединенных в нем в одно гармоническое целое. Впрочем, от соединения в человеке частей духовной стелесною не произошло какого-нибудь смешения, изменения или уничтожения одной части другою (по древнеязыческому учению душа есть не более как результат устройства самого человеческого тела). Душа человеческая существенно отличается от тела: она бестелесна и духовна (а потому и бессмертна); она и делает человека главою видимого мира, потому что человек в разуме своем, который составляет отличительную черту его духовной стороны, носит образ Божественного Слова и внутренне соединяется с Ним через благодать Святого Духа. Доказательством существенного отличия души от тела святой отец полагает в следующем: Один только человек рассуждает о находящемся вне его, мысленно представляет то, чего нет перед ним, и рассуждает и обсуждает, чтобы из обдуманного избрать лучшее. Бессловесные видят одно то, что перед ними, стремятся к одному тому, что у них перед глазами, хотя бы впоследствии это принесло бы им вред; но человек стремится не к видимому, а напротив, видимое глазами обсуждает рассудком; нередко, устремившись, бывает удержан рассудком, и что им обдумано, обсуждает снова. И всякий, если только он - друг истины, сознает, что ум человеческий не одно и то же с телесными чувствами; а потому, как нечто иное (высшее), бывает судьей самих чувств; если же чувства чем заняты, то ум обсуждает и припоминает это и указывает чувствам лучшее. Дело глаз - только видеть, ушей - слышать, уст - вкушать, ноздрей - принимать в себя запах, рук - касаться; но рассудить, что должно видеть и слышать, до чего должно касаться, что вкушать и обонять - уже не дело чувств; судят же о том душа и ум ее (Слово на язычников). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster