|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Ибо Господь, сказал: Он прославит Меня (Ин. 16,14), не как тварь, но как Дух истины, ясно показывающий в Себе истину, и как Дух премудрости в величии Своем открывающий Христа, Божию силу и Божию премудрость. Как Утешитель/ Он показывает в Себе благость пославшего Его Утешителя и в достоинстве Своем являет величие Того, от Кого исшел. Посему есть слава естественная, как слава солнца - свет; и есть слава некая внешняя, рассудительно воздаваемая достойным по свободному произволению. Но и эта также двояка. Ибо сказано: сын чтит отца, и раб-господина своего (Мал. 1, 6). Итак, одна из них, рабская, воздается тварью; а другая, скажу так - своя, совершается Духом. Ибо Господь сказал как и о Себе: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин. 17,4), так и о Утешителе:' Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и взвестит вам (там же 16,14). Как прославляется Сын Отцом, Который - говорит: и прославил, и еще прославлю (там же 12, 28), так прославляется Дух, по причине общения с Отцом и Сыном и по свидетельству Единородного, Который говорит: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам (Мф. 12, 31) (Против Евномия; Книга 3 о Духе Святом). В Письме же к брату своему Григорию Нисскому «О различии Существ и Ипостасей» - святитель Василий занимается раскрытием именно личного свойства Святого Духа - исхождения Его от Отца. Что представляет тебе когда-либо мысль о существе Отца (ибо душа не может утверждаться на одной отдельной мысли, будучи уверена, что существо сие выше всякой мысли), то же представляй себе и о Сыне, а равно то же и о Духе Святом. Понятие несозданного и непостижимого - одно ! ' и то же в рассуждении и Отца и Сына и Святого Духа. Не больше непостижим и не создан Один и не меньше Другой. Но когда в Троице нужно по отличительным признакам составить себе не слитное различие, то, пользуясь богодухновенным руководством, научимся, что хотя этою Силою (Сыном Божиим) приводится все из небытия в бытие, однако же и Ею не безначально, но есть некая Сила нерожденно и безначально сущая и Она есть вина вины всех существ. Ибо от Отца Сын, Которым все получило бытие и с Которым всегда неразлучно умопредставляется и Дух Святой, не может и помыслить о Сыне не предосияваемый Духом. Итак, поскольку Дух Святой, от Которого источается на тварь всякое подаяние благ (1 Кор. 12,11), как соединен с Сыном, с Которым нераздельно представляется, так имеет бытие зависимое от вины - Отца, от Которого и исходит, то отличительный призрак ипостасного Его свойства есть тот, что по Сыне и с Сыном познается и от Отца имеет бытие. Сын же, Который Собою и вместе с Собою дает познавать Духа, исходящего от Отца, один единородно воссияв от нерожденного Света, по отличительным Своим признакам не имеет ничего общего с Отцом, или с Духом Святым, но один познается по упомянутым признакам. А сущий над всеми Бог один имеет тот преимущественный признак, что Он Отец и бытие Его не от какой-либо вины; а по этому признаку Он собственно и познается. Посему, кто представил в уме Отца, тот представил и Его в Нем Самом, и вместе обнял мыслию Сына. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster