СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О том же - из творений святителя Василия Великого

О том же - из творений святителя Василия Великого

Что удивительного - и о Святом Духе, не стыдясь, признаться нам в неведении и, однако же, беспрекословно воздать Ему засвидетельствованное в Писании славословие? Ибо преданное в Писаниях достаточно нам показывает, что Он выше твари; потому что невозможно быть одного и того же естества Освящающему и освящаемому, Учащему и научаемому, Дающему откровение и имеющему нужду в откровении. Но никто не будет так совершенно безрассуден, чтобы осмелился иного, кроме Бога всяческих, наименовать нерожденным; не назовет и Сыном, потому что Единородный один. Посему как же должно называть Его? - Духом Святым, Духом Божиим, Духом истины, посылаемым от Бога, подаваемым чрез Сына, не рабом, но Святым, Благим, Владычественным, Духом животворящим, Духом сыноположения, ведающим все, что есть Божие. Таким образом, и в Троице соблюдается понятие единства при исповедании одного Отца, одного Сына и одного Духа Святого. Един и Святой Дух, и о Нем возвещается отдельно; чрез единого Сына сочетается Он с единым Отцом м Собою восполняет Всепетую и блаженную Троицу. Единение Его с Отцом и Сыном достаточно выражается тем, что Он не поставляется в один ряд со множеством тварей, но произносится отдельно. Ибо Он - не один из многих, но единый. Как один Отец и один Сын, так один и Святой Дух. Посему Он столько же далек от тварной природы, сколько единичное не подобно составному и имеющему, в себе множество. С Отцом же и Сыном постольку соединен, поскольку единица имеет свойство с единицею. Но не из сего только заимствуются доказательства общения Его по естеству, а также и из тех мест, где говорится, что Он от Бога, но не как и все от Бога, но как исходящий от Бога, исходящий не через рождение, подобно Сыну, но как Дух уст Божиих. Без сомнения же, и уста - не часть тела, и Дух - не рассевающееся дыхание; напротив, и уста разумеются боголепно, и Дух есть Сущность живая, Владычица святыни - из чего хотя открывается Его единение с Богом, но образ исхождения остается неизъяснимым. Он называется и Духом Христовым, как соединённый со Христом по естеству. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8,9). Поэтому Он один достойно прославляет Господа.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz