СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об упоминаемом в тексте поклонении Богу приведем также следующие слова святителя

Дух есть и именуется (в Писаниях) Духом святыни и обновления; но кто не освящается от другого, не есть причастник святыни, но Сам делает причастниками; и Кем освящаются все твари, Тот может ли быть одним из всех и собственностью причастников Своих? Дух именуется животворящим; твари же оживотворяются Духом. А кто не есть причастник жизни, но Сам делает причастниками и оживотворяет твари, Тот имеет ли какое сродство с сотворенным? Или вообще -может ли принадлежать к тварям, которые в Нем оживотворяются Словом? Дух именуется помазанием и есть печать; твари же Сим Духом запечатлеваются, помазуются и о всем научаемы. Если же Дух есть помазание и печать, если Слово Им все помазует и запечатлевает, то какое подобие и свойство у помазания и печати е помазуемыми и запечатлеваемыми? Следовательно, и в этом отношении Дух не в числе всех. Ибо и печать не от запечатлеваемых, и помазание не от помазуемых. Напротив, Дух собственен помазующему и запечатлевающему Слову; потому что помазание имеет благоухание и дыхание Помазующего, и помазуемые, причастившись Его, говорят: мы Христово благоухание Богу (2 Кор. 2 15). И мы, запечатлённые таким образом, справедливо делаемся и причастниками Божеского естества, как сказал Петр (2 Пет; 1,4). Так вся тварь делается причастною Слова в Духе. И ради Духа все именуемся причастниками Божиими и собственно причастниками Христа, Который по праву нашего Искупителя сущим в Нем Духом сочетает нас с Отцом. Дух есть и именуется образом Сына. Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего (Рим. 8,29). Поэтому даже еретики исповедуют, что Сын - не тварь; не может быть тварью и образ Сына. Ибо каков образ, таким нёобходимо быть и тому, чей он образ. Если же Сын, как сущий от Отца, собственен Отчей сущности, то и Духу, Который от Отца, необходимо быть по сущности собственным Сыну. И действительно, так как Господь есть Сын, то и Самый Дух именуется Духом сьшоположения. И еще -так как Сын есть премудрость и истина, то и о Духе написано, что Он - Дух премудрости и истины (Ис. 11,2). И так же как Сын есть сила Божия и Господь славы, так и Дух именуется Духом силы и Духом славы. Дух всегда один и тот же, непреложен и неизменяем. Не Он в числе причащающихся, но Его все причащаются. И тогда как Он всегда один и тот же и делает причастниками, и твари же бывают причастны Его, то Дух Святой - не Ангел и вообще не тварь, но собственен Слову, и Духа, подаваемого Словом причащаются твари. Словом, Дух Святой единосущен, лучше же сказать, собственен единосущему Слову, собственен и единосущен единосущему Богу. Он по естеству и сущности не имеет ничего общего с тварями и собственного с ними, собственен же, а не чужд, существу и Божеству Сына и по тому же Божеству неотделим от Святой Троицы, чем и посрамляется нечувствие еретиков. Вот Она - Святая и совершенная Троица, познаваемая в Отце и Сыне и Святом Духе, не имеющая ничего чуждого или приданного извне, не из Зиждителя и твари составляемая, но всецело Творящая и Зиждительная, всегда подобная Самой Себе, Единая и Нераздельная по естеству и действу! Сего достаточно для верующих. До сего простирается в людях ведение; здесь предел тому, что Херувимы закрывают крыльями (Послание 1 к Серапиону; Книга 1 против Аполлинария; Изложение веры; Слово 1 на ариан).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz