СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О единстве Церкви Христовой с более частными смежными вопросами: о церковной иерархии, о призывании святых, о молитвах за умерших

О единстве Церкви Христовой с более частными смежными вопросами: о церковной иерархии, о призывании святых, о молитвах за умерших

В понятии о единстве Церкви, этом существенном и центральном ее свойстве, имеющем основанием для себя - «единство Божйе», следует различать, по учению святителя Киприана, две более частные мысли: «Церковь, во-первых, едина - потому что она, при всем множестве своих членов и частных церквей, составляет одно неразрьюное целое- одно общество; во-вторых, она едина или, лучше сказать, единственна - потому что кроме нее нет и не может быть другой Церкви, в которой можно бы было спасаться о имени Иисуса Христа».

О единстве первого рода он пишет:

Господь говорит апостолу Петру: и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного (Мф. 16,18-19). И в другой раз Он говорит ему же, по воскресении Своем: паси овец Моих (Ин. 21, 16). Таким образом Он основывает Церковь Свою на одном. И хотя, по воскресении Своем, Он усвояет равную власть всем апостолам, говоря: какпослал Меня Отец, такиЯпосылаю вас..; примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком. оставите, на том останутся (Ин. 20,21-23), однако, чтобы показать единство (Церкви), Ему угодно было с одного же и утвердить это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, т. е. имели равное с ним достоинство и власть, но вначале указывается один для обозначения единой Церкви.

Понимать вышеприведенное место в смысле главенства Петра по отношению к другим апостолам, как это делают римские богословы, вовсе нет оснований. Если святитель Киприан говорит здесь о Петре как о камне, на котором Господь создал Свою Церковь, как о первом из апостолов, получившем власть «вязать и решить», то сам же поясняет, соединяя с этим мысль, что Господу угодно было в начале создания Церкви предъ- изобразить ее единство в лице Петра. Соединять же с этим другое - особенное - значение Киприан не допускает, положительно утверждая, что все прочие апостолы по чести и власти были те же, что и Петр.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz