СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О единстве Церкви и условиях этого единства

Один есть Бог и один Христос, и Церковь одна, и кафедра, основанная по слову Господа на камне, одна (Мф. 16,18). Нельзя ставить ни другого алтаря, ни нового священства там, где есть один алтарь и одно священство. Кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11,23). Прелюбодейно, нечестиво, святотатственно основывать что-либо на человеческом буйстве, чтобы ниспровергнуть порядок Божественный, - в противность церковному порядку, в противность евангельскому закону, в противность единству вселенского учреждения ставить иного епископа, учреждать иную Церковь, производ ить разрыв между членами Христовыми, терзать ревностью, исполненною раздора, единый дух и единое тело Господня стада (Письмо 34 к народу; 38 к римским исповедникам и др.).

В Песни песней (повторяет он еще) Дух Святой, возвещая о Церкви, говорит от лица Христова: единственная - она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей (Песн. 6, 9); и о ней же опять говорит: запертый сад - сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник... колодезь живых вод (тамже 4,12-15). Если же Невеста Христова, которая есть Церковь, - запертый сад, то запертого нельзя открывать чужим и сторонним. Если она источник запечатанный, то и пить из него не можеттот, кто, будучи поставлен вне, не имеет доступа к источнику. Если она-единственный колодезь живых вод, находящийся внутри, то поставленный вне не может освящаться и оживляться от той воды, все употребление и питье которой предоставлено находящимся внутри. И Петр, показывая, что Церковь одна и что креститься могут только те, которые находятся в Церкви, тоже заметил, сказав: во дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение... спасает (1 Пет. 3,20-21), доказывая тем и свидетельствуя, что единый ковчег Ноя был прообразом единой Церкви... Церковь одна, а будучи одна, она не может быть и внутри и вне. Если она у Новациана, то не была у Корнелия; если же она была у Корнелия, который наследовал епископу Фабиану по законному посвящению и которого, кроме чести священства, Господь прославил и мученичеством, то Новациан не принадлежит Церкви; и тот, кто, презревши евангельское и апостольское предание, никому не наследуя, произошел от самого себя, не может считаться епископом, не может никоим образоМ иметь Церковь и обладать ею, не посвященный в Церкви. А что Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться в противность себе, но что она представляет единство нераздельного и целостного дома, это объясняет свидетельство Священного Писания, где о Таинстве Пасхи и агнца (обозначавшего Христа) написано: В одном доме должно есть ее... не выносите мяса вон из дома (Исх. 12,46). То же самое, как видам, выражено и в сказании о Рааве, которая также представляла образ Церкви; ей заповедано и сказано: отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его (Нав. 2,18-19). Здесь таинственно возвещается, что в одном только доме, т. е. в Церкви, должны собираться те, кто готовится к победе и желает избежать погибели мира, а кто из собранных выйдет вон, т. е. получив благодать в Церкви, отступит и выйдет из Церкви, тот будет сіам себе повинен, т. е. самого себя должен винить за свою погибель, и такого, по ясному учению и заповеди апостола Павла, надлежит избегать как еретика: таковойразвратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3,11)... А что все устроено свыше, по известному закону и по особенному строению, й никто, вопреки епископам и священникам, не может присвоить себе что-либо, на что не имеет ни права, ни власти, то и это мы утверждаем отнюдь не без свидетельства Священного Писания. Корей, Дафан и Авирон, хотя наперекор Моисею и первосвященнику Аарону и старались присвоить себе власть священнодействия, однако же не безнаказанно сделали то, на что беззаконно дерзнули. И сыновья Аароновы, возложившие на алтарь чуждый огонь, тотчас же были истреблены пред лицом разгневанного Господа. И Божественный суд явит свое отмщение еретикам, совершающим вопреки Церкви то, что позволено делать одной только Церкви (Письма 60,62).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz