СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О единстве Церкви и условиях этого единства

Иверующие под страхом лишиться спасения должны соблюдать внутреннее единение с Самим Иисусом Христом - верою в Него и участием в святых Таинствах, и внешнее ед инение с епископом, как видимым представителем Христа в Церкви (и иерархией вообще), т. е. должны принадлежать Церкви.

Святитель Киприан любит выражаться, подобно Игнатию Богоносцу: «Где епископ, там и Церковь; епископ - в Церкви и Церковь-в епископе; кто не с епископом, тот и не в Церкви». Также: «Церковь заключается^ в епископе, клире и всех стоящих в вере», и этим взаимным союзом их свидетельствуется живым и действительным образом «единство между Самим Христом и Его Церковью».

Вместе с тем и именно от этого, как присовокупляет он:

У нас всенародная и общая молитва, и когда мы молимся, то не за одного кого-либо, но за весь народ, потому что мы - весь Hapofl составляем одно целое (О молитве Господней).

Мало того, братское единение и общение во имя веры объемлет собою не только всех живых, но и отшедших из этой жизни, не ограничиваясь ни местом, ни временем. Оно выражается со стороны почивших святых предстательсгвом у престола Божия о братьях, не совершивших еще своего земного поприща, со стороны же последних - призыванием угодников Божиих и молитвами об их предстательстве (Об одежде дев).

Поэтому же в Церкви живых совершаются молитвы и приношения за таких усопших братьев, которые перешли в жизнь загробную без надлежащего к ней приготовления, хотя и с раскаянием в грехах своих и начатками исправления (Письмо 24 к клиру о помощи исповедникам; ср. 5 и 43).

О том же упоминают Тертуллиан (De coron, mil. с. 3; De monog. с. 10); Афанасий Великий (Comm, in Lucam XIII 21 fragm.) и Иоанн Златоуст (Comm, in Cor. hom; 61 n. 5; in Philip, hom. 3 n. 4), который прямо называет обычай поминать усопших при бескровном жертвоприношении Евхаристии - «узаконением апостольским».

Святитель Киприаи не довольствуется раскрытием единства Церкви, по которому она представляет собою единое и нераздельное, хотя и много- составное целое. Он останавливается на ее единстве, которое состоит в том, что нет и не может быть другой Церкви, кроме одной, основанной Иисусом Христом и управляемой Им через законно поставленных епископов и вообще пастырей, и что в ней одной ЛИШЬ И ВОЗМОЖНО спасение. Последний вид единства представляется ему также во всей полноте, обнимает, по его мысли, Церковь со всех сторон и касается всех ее действий и всей жизни. Кроме уже выше приведенных его слов, Киприан говорит следующее:

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz