СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Покаянии

«Что если, господин, - спросил я, - такие люди покаются, отринут пожелания тех женщин и, обратившись к девам, облекутся их силою, то войдут ли они в дом Божий?»

О Покаянии

«Войдут, говорит, если отвергнут дела тех женщин и снова приобретут силу дев и будут ходить в делах их. Для того и сделана остановка в строении, чтобы они покаялись и вошли в здание башни; если же не покаются, то другие поступят на место их, а они будут отвержены навсегда».

Покаяние и прощение грехов человеку (которое у Ерма, также как у Климента и Игнатия Богоносца, сравнивается в своем значении с крещением и знаменательно называется «второю печатью, вторым покаянием, поливанием водою, вторым возрождением») есть собственно дело благодати Божией (Заповедь IV; Подобие VII); косвенное указание на посредничество церковной иерархии в примирении кающегося грешника с Богом можно видеть у Ерма в его Ангеле покаяния, которого он также называет Пастырем и который в своих действиях служит как бы олицетворением иерархии.

«Теперь, господин, - сказал я, - объясни мне, почему башня строится не на земле, но на камне и двери?» «Слушай, говорит, имя: Сына Божия велико и неизмеримо и оно держит весь мир». «Если все творение держится Сыном Божиим, - сказал я, - то, как думаешь, поддерживает ли он тех, которые призваны Им, носят имя Его и ходят в Его заповедях?» «Видишь, говорит, что Он поддерживает тех, которые от всего сердца носят Его имя. Он сам служит для них основанием и с любовью держит их, потому что они не стыдятся носить Его имя».

«Кого, господин, означают, - сказал я, - те камни, которые из глубины взяты в здание?» «Первые десять, говорит, которые положены в основание, означают первый век (ветхозаветных праведников, т. е. 10 патриархов допотопных - Быт. гл. V); следующие двадцать пять - второй век мужей праведных; тридцать пять означают пророков, и служителей Господа; сорок же означают апостолов и учителей благовестия Сына Божия». «Почему же, господин, - сказал я, - девы подавали и эти камни в здание башни, пронеся их через, дверь?» «Потому, говорит, что они первыми имели силы этих дев; и тё и другие не отступали: ни духовные силы - от людей, ни люди - от сил; но эти силы пребывали с ними до дня упокоения; и если бы они не имели этих духовных сил, то не были бы годны для здания башни».

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz