СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Книга его - «Пастырь»

Книга его - «Пастырь»

Книга «Пастырь», творение святого Ерма, весьма не похожа на другие произведения отеческой письменности I века по своей форме и самому содержанию. Она была написана в конце I века при императоре Траяне на греческом языке, но сохранилась вполне лишь в древнем латинском переводе (известном еще Тертуллиану). Подлинность ее подтверждается свидетельствами святого Иринея, святого Климента и других. Афанасий Великий ставит эту книгу наряду с книгами Премудрости Соломона и Сираха, Есфири и Товита и признает ее «весьма полезною, особенно для нововсгупающих в Церковь и желающих огласиться словом благочестия» (Слово о Воплощении Бога Слова и Письмо 39 о праздниках; ср. Евсевий H. E. І. ІП). По содержанию книгу «Пастырь» можно назвать историко-нравственным сочинением, изложенным в символико-апокалиптической форме. Состоит книга из трех частей.

В первой части описываются четыре Видения, которые представляет писателю некая жена, олицетворяющая Церковь. В первом видении Ерму, побежденному чувственностью, даются наставления о внутренней чистоте; во втором - наставления об обязанностях мужа к жене и отца к детям сопровождаются обличением грехов Ерма и его домашних; в третьем - показывается строение таинственной башни, изображающей Церковь, и предлагаются условия для вступления в нее; в четвертом - под образом страшного зверя, готового поглотить целый город, но останавливаемого Ангелом, предуказывается бедствие, готовящееся Церкви (т. е. гонение).

Во второй части изложены 12 Заповедей, преподанных Ерму Ангелом покаяния и побуждающих его к различным христианским добродетелям. Они изложены афористично (отрывочно) - без строгой между собою связи и порядка. Особенно замечательны из Заповедей первая и шестая. В первой говорится о вере в Бога, сотворившего все из ничего, как основании для христианской нравственности; в шестой - о двух духах при каждом человеке - добром и злом;

Третья часть содержит в себе 10 притчей, или так называемых Подобий, в которых объясняются различные догматические и нравственные истины. Например во второй притче человек богатый, подкрепляемый молитвами бедного, уподоблен виноградной лозе, поддерживаемой вязом и т. п. В девятой притче еще раз рисуется картина строения Церкви Божией - воинствующей и торжествующей.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz