|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Если коснемся словом той заботливости, какую бессловесные имеют о своей жизни по природе, не учившись тому, то или сами подвигнемся к хранению самих себя и помышлению о спасении своих душ, или еще более осудим себя, когда найдем, что даже в подражании бессловесным мы остаемся позади. Медведица, когда ей нанесены глубокие раны, часто лечит сама себя, всеми способами затыкает язвы травою, называемой царский скипетр, которая имеет свойство сушить. Можешь увидеть, что и лисица лечит себя сосновою смолою, Черепаха, наевшись ехидниной плоти, избегает вреда от яда, употребив, вместо Противоядия, душицу V Змея вылечивает больные глаза, наевшись волошского укропа. А предузнавание изменений в состоянии воздуха не помрачает ли собою даже разумного ведения? Овца перед наступлением зимы с жадностью нападает на корм, как бы наедаясь на время будущей скудости. Волы, долго запертые в продолжение зимы, с приближением весны, по естественному чувству узнав перемену, начинают смотреть туда, где находится выход из хлева, и все, как по знаку, переменяют положение. Некоторые из трудолюбивых наблюдателей заметили, что живущий на суше еж делает в норе две отдушины, и если дует северный ветер, то закладывает отдушину с севера, когда же начинает дуть южный ветер, переходит к северной отдушине. Какого же слова будет достаточно на все это? Какой слух вместит это? Достанет ли времени описать и поведать все чудеса Художника? Скажем и мы с пророком: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих (Пс. 103,24)! Потому не довольно к нашему извинению того, что мы не научены полезному по книгам, потому что и не по незаученному закону природы можем избирать то, что служит к нашей пользе. Знаешь ли, какое доброты должен делать ближнему? - То же, какого желаешь Сам себе от другого. Знаешь ли, Что такое зло? - То, чего бы сам ты не согласился потерпеть от другого. Не какое-либо искусство резать корни, не опытно, пробование трав открыло бессловесным познание полезного; напротив, каждое животное естественным образом отыскивает спасительное для себя и имеет какое-то непостижимое сродство с тем, что сообразно его ! природе. и в нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, мы сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь; так и в душе есть какое-то, приобретенное не учением, уклонение от зла. Всякое зло есть душевный недуг, добродетель же соответствует здоровых. Хорошо некоторые определили здоровье, что оно есть благо- ~ устройство естественных действований. Кто скажет то же и о благосостоянии души, тот не погрешит против приличия. Потому |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster