СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об устроении человека

душа, и не учась, желает свойственного ей и сообразного с ее природою. По этой причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужесгво, вожделенно благоразумие. Душе эти добродетели более свойственны, нежели здоровье телу.

Также, пусть никто не поставит в вину Творцу то, что Он произвел животных ядовитых, разрушительных и враждебных нашей жизни. Разве станет кто-нибудь винить пестуна (воспитателя) в том, что он склонность к излишней подвижности юности приводит в порядок ударами и дерзость уцеломудривает бичами.

Звери также служат и доказательством веры. Веришь ли Господу, сказавшему: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона (Пс. 90,13). По вере имеешь ты власть попирать змей и скорпионов. Разве не знаешь, что ехидна, прикоснувшаяся к Павлу, когда он собирал хворост, не сделала ему никакого вреда, потому что апостол явился исполненным веры (Деян. 28,3-6). Если же не имеешь веры, то бойся не зверя, а более - своего неверия, из-за которого ты сделал себя легко разрушаемым на каждом шагу.

Подобные рассуждения святителя Григория Нисского в его сочинении

«Об устроении человека»

Так эта великая и досточестная тварь - человек не обитал еще в мире существ, потому что не естественно было начальнику явиться прежде подначальных; но после того как уготовано уже владение, следовало показать и царя. Посему, когда Творец вселённой как бы некий царский чертог устроил имеющему царствовать, и это была самая земля, острова, море и наподобие крыши сведенное над ними небо, тогда в эти царские чертоги собрано было всякого рода богатство; богатством называю всю тварь, все растения и прозябения, все, что чувствует, дышит, имеет душу. Если же к богатству причислить и вещества, какие только по какой-либо привлекательности в человеческих глазах признаны драгоценными, например золото, серебро и те из этих камней, которые любезны людям, то обилие всего этого, как бы сокрыв в неких царских сокровищницах в недрах земли, потом уже показывает в мире человека, будущего отчасти зрителя заключающихся в нем чудес, а отчасти владыку, чтобы приобрел он при наслаждении познание о Подателе, а по красоте и величию видимого исследовал неизреченное и превышающее разум могущество Сотворившего.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz