СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об устроении человека

Потому-то человек введен последним в творение: не потому, что, как нестоящий, отринут на самый конец, но потому, что вместе с началом бытия должен был стать царем подчиненных. Поэтому в основание самого устройства

(Творец) полагает в нем сугубое начало, смешав с земным Божественное, чтобы ради того и другого иметь ему наслаждение, какое сродно и свойственно тому и другому, наслаждаясь и Богом - по естеству Божественному, и земными благами - по однородному с ними чувству. Мало того, Божественное Слово (порядком творения) учит нас, что в трех различиях усматривается жизненная и душевная сила. Ибо (после неодушевленного вещества) есть некая сила только растительная и питательная - принимая годное к приращению-питаемого, называется она естественною и усматривается в растениях; потому что и в произрастающем можно заметить некую жизненную силу, лишенную чувства. Но, кроме того, есть другой вид жизни, которому принадлежит и первый, и к нему присоединена способность управлять собою по чувству: такова Жизнь в естестве бессловесных. Они не только питаются и растут, но имеют чувственную деятельность и чувственное понимание.

Совершенная же жизнь в теле усматривается в составе словесном - разумею естество человеческое, питаемое, чувствующее, имеющее дар слова и управляемое разумом. По этой-то причине последним после растений и животных устроен человек, так что природа каким-то путем последовательно восходила к совершенству. (При этом святой отец ссылается на известное место (1 Фес. 5,23), где, по его мнению, апостол Павел питательную часть в человеке называет телом, чувствующее означает словом душа, а умопредставляемое - словом дух.)

Что значит эта прямизна стана? Почему телу не свойственны силы, служащие к сохранению жизни? Напротив того, человек вводится в мир, лишенным естественных прикрытий, каким-то безоружным и бедным, имеющим нужду во всем потребном для жизни, достойным, по-видимому, более сожаления, нежели ублажения. Не имеет ни рогов для защиты, ни острых когтей, ни копыт, ни зубов, ни какого-либо жала, от природы снабженного смертоносным ядом, чем обладают многие животные для защиты от оскорбляющих, и не покрыто у него тело волосяною оболочкой, хотя поставленному начальствовать над другими надлежало от природы быть огражденным собственными своими оружиями, чтобы для собственной своей безопасности не иметь нужды в помощи других. Ведь лев, вепрь, тигр, барс и другие подобные животные от природы имеют достаточную силу для своего спасения. Волу - рога, и зайцу - скорость, и серне - легкий скачок и зоркость глаз, иному животному - величина, другим - хобот, птицам - крылья, пчеле - жало и всем непременно дается обычно природою что- либо для их спасения. Один человек всех быстроногих - медлительнее, великорослых - ниже, обезопасенных прирожденными орудиями - беззащитнее.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz