|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
О едином истинном Боге, исповедуемом в Святой Троице Само единство видимого нами мира, с его дивными порядком и гармонией, указывает на единство Бога-Творца и Правителя мира. Но единый по существу Бог -троичен в Лицах. Именно порядок и гармония созданного мира указывают нам на то, что и в Боге есть разум и что из этого-то Божественного разума должны были произойти этот порядок и эта гармония. Об этом Самом Божественном Разуме, об этом Божественном Слове сообщает нам Откровение. Божественное Слово не есть что-либо безличное, не есть простое единство идей (мыслей), открывающихся в созданных вещах; Оно есть ипостасная Премудрость Божия, Которая вечно была в Боге и у Бога (как сияние света - Слово о Воплощении Бога Слова; там же). Об истинном Божестве Христа Спасителя Что же такое Бог Слово по отношению к Божественной сущности и Сам в Себе? Вот с дерзновением из Божественных Писаний предлагаем о благочестивой вере и как бы на свещнике ставим светильник, говоря: Сын Божий есть истинный по естеству и преискренний Отчий Сын, собственно принадлежащий Отчей сущности, Единородная Премудрость, истинное и единственное (присносущное) Божие Слово; не тварь, не произведение, но собственное рождение Отчей сущности (как сияние от света). Посему Он - истинный (всецелый и совершенный) Бог, как Единосущный истинному Отцу... Он есть образ Ипостаси Отчей, Свет от Света, сила и истинный образ Отчей сущности (подлинно и истинно имеет тожество естества с Отцом). Всегда Он был и есть, и не было, когда Он не был. Как вечен Отец, так вечно Его Слово или вечна Его Премудрость (Слово 1 на ариан). Как от Бога есть Бог, от Премудрого - Премудрость, от Словесного - Слово, от Отца - Сын, так от Ипостаси, от Сущности - Существенный и Самосущный, от Сущего - Сущий (Слово 4 на ариан). Ариане говорили, что Иисус Христос, воплотившееся Слово Божие, Премудрость Божия, или Сын Божий (все эти названия согласно с православными они принимали за одно и то же) «есть тварь, но не как одна из тварей; произведение, но не как одно из произведений; рождение, но не как одно из рождений. Отец (прежде всех времен) из не сущего (или из ничего) уготовал Себе орудие - Сына с той специальной целью, чтобы Им творить все». И значит, Он есть нечто посредствующее между Богом и миром, а именно - некоторое домировое орудие творческой и потом промыслительной деятельности Божией. В противоположность этому ложному, еретическому учению святитель Афанасий пишет: |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster