СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Об истинном Божестве Христа Спасителя

Если все существа (утвари и все они приведены в бытие из ничего, а по словам вашим, и Сам Сын есть тварь« произведение и один из не существовавших некогда, то почему же Им одним все сотворил Бог и без Него ничто не начало бытъ (Ин.1, 3). Конечно, либо потому, что, Бог не мог Сам сотворить всего, либо не хотел, считая это недостойным Себя, - причины, очевидно, нелепые, решительно недостойные Бога, как существа всесовершеннейшего. Если предполагая, что Бог утрудился бы произведением иных тварей, говорят, что Сам Он сотворил одного Сына, то вся тварь возопиет на них, произносящих о Боге недостойное Бога (творящего все одним велением, или хотением Своей воли, ибо кто противостанет воле Его? (Пс. ИЗ, 11; Рим. 9, 19); возопиет и Исаия, говоря: вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает... разум Его неисследим (Ис. 40,28). Если же Бог, как бы признавая для Себя недостойным творить все прочее, сотворил одного Сына, сотворить же прочее поручил Сыну, как помощнику, то и сие недостойно Бога; потому что в Боге нет кичливости. Впрочем, вразумит их Господь, говоря: Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не. упадет на землю без воли Отца вашего Небесного (Мф. 10,29); и еще: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных... (Мф. 6,25-26). Если не недостойно Бога промышлять о вещах даже столь маловажных - о волосах на голове, о воробье и о траве полевой, то не было недостойно Бога и произвести сие. Ибо о чем промышляет, то и творит собственным Словом Своим (не рабски и слепо, но с ведением исполняя Отчую волю) (Слово 2 на ариан).

Итак, со стороны Бога, Творца и Промыслителя мира, нет достаточного основания допустить бытие посредника или помощника Ему, сотворенного из ничего. Ариане говорят: «Бог, восхотев создать тварную природу, видел, что она не может принять на себя ничем не умеряемой Отчей руки и Отчей зиждительной силы (это - основной, исходный пункт ирианства), потому первоначально Один производит и творит Единого только, и Его именует Сыном и Словом, чтобы при Его посредстве Им могло уже прийти в бытие и все прочее». Святой отец на это отвечает: Но если и Слово тварного естества, то почему, когда естеству сему нестерпимо быть непосредственным Божиим делом, из всего сотворенного одно Слово, как вы говорите, могло получить бытии от несозданной и пречистой Божией сущности? Необходимо, если возможно сие Слову, иметь ту же возможность и всему естеству или, если невозможно естеству, не иметь сей возможности и Слову, потому что и Оно, по словам вашим, есть одно из. существ сотворенных...

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz