СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О монофизитах

Но в противодействие развращению эпохи в начале IV века в Церкви развился особенный род благочестивой жизни, имевший огромное влияние на духовное состояние современного общества. Это-монашество, появившееся сначала в египетской области, а потом быстро распространившееся по Востоку и Западу. Посещение пустынножителей, воспитание у них детей, избрание подвижников на высшие церковные степени, всегдашний пример иноческой жизни, осуществившей собою указание Спасителя на совершеннейший образ жития, - все это благотворно действовало на другую часть христианского общества, в которой не отступали от обычных условий мирской жизни. Такое состояние нравственности побуждало отцов и учителей Церкви, с одной стороны, к обличению пороков и нравственных недостатков современного общества, с другой - к раскрытию правил добродетельной жизни и в особенности аскетической, и даже к защите монашествующих от клеветы и насилия злонамеренных людей. Из отеческих творений этого времени видно, что не осталось НИ одного правила благочестивой жизни, которое в них не было бы преподано и раскрыто, также как ни одного порока, который не был бы обсужден и обличен. Общий характер нравственных творений этого времени - аскетический (в широком смысле этого слова).

Между тем, в связи с раскрытием догматического и нравственного учения, у отцов и учителей Церкви IV и V веков развивалось толкование Священного Писания, получив надлежащее - истинное направление, и также все более определялось и утверждалось употребление Священного Предания. С тех пор как Ориген, ревностный исправитель священного текста и знаменитый (хотя и не всегда верный) истолкователь Писания, издал свои многочисленные экзегетические труды, его пример нашел себе многих подражателей, особенно на Востоке. В самом начале IV века многие занялись восстановлением священного текста и толкованием Библии. Среди них - святой Памфил мученик, пресвитер Кесарие-Палестинский, исправленный текст которого, по словам блаженного Иеронима, был употребляем во всех Церквах; находившихся между Антиохией и Александрией (так называемый текст александрийской рецензии, к которой принадлежит и синайский кодекс Тишендорфа), святой Лукиан, ученейший священник Антиохийский, исправленный текст которого во времена Иеронима, был известен под именем общего или простого (многие ученые находят его в теперешней - так называемой константинопольской рецензии) и другие. Что касается толкования Библии, то сначала отцы Церкви ограничивались изъяснением отдельных частей Писания; бесчисленные же места его, которые могли служить или в подтверждение спорных догматов, или к уяснению правил нравственности, были сведены и Объяснены ими в творениях догматических и нравственных.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz