|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Но во второй половине IV века в Церквах Сирской, Греческой и Латинской явились мужи, которые стяжали себе особенную славу изъяснением Священного Писания, истолковав в своих экзегетических сочинениях большинство священных книг. Это в особенности - преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (которому принадлежит принятый на всем католическом Западе латинский перевод Библии известный под именем уи^а1а). ВIV веке продолжали переводить Священное Писание на разные языки: коптский, армянский, готский и прочие. Относительно толкования Священного Писания надо заметить, что по самому различию в складе ума и характере жизни: идеально-теоретическом у христиан Востока и рассудочно-практическом у христиан Запада, восточные отцы всегда более любили изъяснение его аллегорически-таинственное, между, тем как западные (латинские) - довольствовались преимущественно прямым и ближайшим смыслом Писания, чаще всего применяя иносказания для нравоучений. О «руководительном начале» Священного Предания Учителям Церкви в борьбе за сохранение богопреданного учения пришлось точнее определить самое начало, которым необходимо руководствоваться при определении истинности того или другого учения и при объяснении известных мест Писания, Которыми нередко злоупотребляли еретики. Эту мысль спустя некоторое время после появления ереси Нестория превосходно развил Викентий, монах и пресвитер монастыря на Лиринском острове на юге Франции (| 430 г.), в своем единственном сочинении, обычно называемом «Памятными записками» (Соттош1;огшт), где он доказывает необходимость для определения истины, кроме Священного Писания, также и Предания Вселенской Церкви. Приведем несколько рассуждений преподобного отца. Часто со всеусердием и величайшим вниманием обращался я к весьма многим, украшенным святостью и даром учения, мужам с вопросом: каким образом удобнее было бы мне, идя верным, как бы царственным и прямым путем, отличать Истину вселенской веры от лживости еретических уклонений; и всегда все давали мне почти слово в слово такого рода ответ: если кто -я ли, другой ли, всякий - хочет избежать еретической лжи и пребывать в здравой вере здравым и невредимым, то должен, с помощью Божией, двояким образом оградить свою веру: во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых, Преданием Вселенской Церкви. Но, может быть, - спросит кто-нибудь, - если написанное Слово Божие свято, всесовершенно и всегда вполне вразумительно при сопоставлении одних мест его с другими, то какая же надобность присоединять к нему еще авторитет церковного его разумения? Та надобность, что Священное Писание по самой его возвышенности не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе; так что почти сколько голов, столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов. Потому-то совершенно необходимо при таком множестве разнообразных изворотов заблуждения направлять нить толкования пророческих и апостольских Писаний по норме церковного и вселенского их понимания. В самой же Вселенской Церкви всеми мерами надо держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все. Только то, в действительности и в собственном смысле, есть вселенское, как показывает и самое значение этого слова, что, насколько это возможно, вообще все обнимает. Этому правилу мы будем верны при том единственно условии, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности - значит признавать истинною ту только веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре; следовать древности - значит ни при каком случае не отступать от того учения, которого неизменно держались наши святые отцы и предки; наконец, следовать согласию - значит в самой древности принимать только те вероопределения и изъяснения, которых держались все или, по крайней мере, почта все пастыри и учители. О, Тимофее! -говорит апостол, - предание сохрани (1 Тим. 6,20). Что такое предание то, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи; дело до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Сохрани предание, т. е. талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденным. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты . и передавай. Ты получил золото --золото и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое; не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманно - медь; не хочу золота по виду, давай его настоящего. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster