СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Догматические творения

Во втором Слове святитель Афанасий доказывает, что Сын Божий есть не сотворенное существо, но Бог вечный, и опровергает арианское толкование некоторых мест Священного Писания: Господь создавая (в евр. стяжамя) в Начало путей своих в дела своя; разумейте Иисуса Христа верна суща сотворившему Его (Притч. 8,22). По домостроительству нашего спасения - в Воплощении;.

В третьем Слове святитель Афанасий доказывает единосущие Сына Божия с Богом Отцом, объясняя при этом некоторые места Писания, где Иисус Христос Представляется со свойствами существа ограниченного (по человечеству Его) и опровергает некоторые софизмы ариан, например - по воле Бог Отец родил Сына или по неволе? На это он отвечает возражением - по воле Бог благ или по неволе? То и другое - по природе.

В четвертом Слове святитель Афанасий сначала рассуждает о различии Ипостасей Бога Отца И Сына и о единстве Их существа, затем опровергает мысль ариан, что Сын Божий называется сыном не в собственном и естественном смысле, а только в нравственном, как усвоенный Богу через усыновление по благодати.

Это творение дало отпор всем нападениям ариан, и им пользовались против арианской ереси святители Василий Великий и Григорий Богослов. ‘

Четыре «Послания в Серапиону», епископу Тмуитскому (в нижнем Египте). В первом Послании опровергается ложное мнение еретиков (ариан-духоборцев), признававших Духа Святого творением Сына, и доказывается единосущие и равное достоинство Святого Духа с Отцом и Сыном. Во втором и третьем Посланиях по просьбе Серапиона и других представлены в сокращенном виде доказательства Божественности Сына Божия и Духа Святого, изложенные в Словах против ариан и в первом Послании к Серапиону ^В четвертом Послании, преподав догматическое учение о трех Лицах Божества и в особенности о Святом Духе, святой отец изъясняет текст: Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12,32), относя его к первым слушателям Господа - фарисеям, в котором им дано было разумел», что «хула на (Божественного) Духа Сына, Которым Он творил чудеса, тяжелее хулы на Его человечество и вместе с тем показывая, что фарисеи не по неведению, но добровольно, вдаются в такую неизвинимую хулу и не стыдятся отвергать очевидную истину».

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz