|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Творения Афанасия Великого изданы в русском переводе в 4-х томах при редакции «Творений святых отцов». Апологетические творения В первом - «На язычников» - сначала излагается учение о происхождении, распространении и суетности идолопоклонства (политеистического) и затем - о познании одного истинного Бога: а) посредством размышления о богоподобной, разумной и бессмертной, душе человеческой и б) через рассматривание видимой природы, в которой повсюду царствуют дивный порядок и гармония (доказательства бытия Божия онтологическое и космологическое). Во втором - «О Воплощении Бога Слова» - святитель доказывает сначала, что мир произошел не случайно (как учили эпикурейцы) и не из прежде существовавшей материи (как думал Платон), а затем излагает учение о Воплощении Сына Божия Спасителя мира (Им же и сотворенного), возражая нападкам неверующих иудеев и язычников. Догматические творения Из догматических творений наиболее замечательны: Четыре «Слова на ариан», по связи их с главным предметом пастырско-учительной деятельности святителя, обращают на себя особенное внимание. Они, по намерению автора, составляют одно целое; последнее из них заключено обычным славословием Пресвятой Троице, которым имели обыкновение оканчивать свои сочинения древние отцы. В первом Слове святитель Афанасий пишет, что ариане, вводя вместо Евангелия новую веру, читают «Фалию» (поэму-сочинение Ария); затем он опровергает множество возражений ариан против православного учения. Например на возражение ариан: если Сын есть рождение и образ Отца и во всем подобен Отцу, то непременно и Сын должен рождать, - отвечает, что с наименованиями Сын и Отец не надо соединять ничего телесного и земного; как Бог Отец не происходит от Отца, так и Сын рождается не для того, чтобы рождать. Или, на возражение: если Сын Божий так же вечен, как Отец, то Он не сын, а скорее брат Отцу, - отвечает, что мы исповедуем вечным Сына, рожденного от вечного Отца: как же рожденный может быть назван братом родившего? Как Слово может быть братом Тому, Чье Оно Слово? |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster