СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О почитании святых и самых мощей их

Подобным же образом говорил о себе самом и Игнатий Богоносец: «Его (Христа) ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего. Не препятствуйте мне жить, но желайте мне умереть. Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру. Пустите меня к чистому свету - явившись туда, буду человеком Божиим. Моя любовь распялась и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая (т. е. благодать Святого Духа), говорящая во мне и взывающая мне изнутри: иди к Отцу» (Поел, к римл. гл. VI—VII).

У Климента Римского читаем: «У совершившиеся в любви по благодати Божией находятся в месте благочестивых: они откроются с пришествием Царства Христова. Это обещание блаженства относится к тем, которые избраны Богом чрез Иисуса Христа Господа нашего» (I Поел. гл. L). Еще: «Знайте, братья, что странствование плоти нашей в мире этом мало и кратковременно, а обещание Христово велико и дивно, именно: покой будущего Царства и вечной жизни» (II Поел. гл. V; ср. Варнава Поел. гл. XXI; Ерм Пастырь Видение III, Подобие V; Пост, апостолов I. VIII; Киприан Ерр. 15 и 26; De mortalitate; Дионисий Ал. у Евсевия H. E. VI. 42; о лионских мучениках - у него же).

И еще поучает святой Игнатий Богоносец: «Если кто злым учением растлевает веру Божию, за которую Иисус Христос распят, такой человек, как скверный, пойдет в неугасимый огонь, равно как и тот, кто его слушает» (Поел, к еф. гл. XVI; ср. Варнава гл. XXI; Ерм Подобие IV; Климент II Поел. гл. VII).

О почитании святых и самых мощей их

Упоминания о почитании святых и самых мощей их в древнехристианской Церкви уже встречаются в сочинениях мужей апостольских и в Актах их мученичества. В «Окружном Послании Смирнской Церкви» о мученичестве святого Поликарпа даются свидетельства: о почитании мучеников «как учеников и подражателей Господа» и самых останков их; причем ежегодно праздновались дни кончины мучеников как «дни рождения их для будущей жизни» (ср. I Поел. Климента).

Из древних отцов и писателей учение о призывании и почитании святых раскрывали: Ириней, Тертуллиан, Киприан, Ориген. Ириней и Тертуллиан называли Пресвятую Деву Марию заступницею Евы. Киприан высказывался, что отошедшие из этой жизни прежде других должны молить милосердого Отца об оставшихся братьях и сестрах. Ориген в молитве к Иову сам просил его ходатайства пред Богом; он же говорил и о почитании Ангелов, хотя не таком, какое воздается Богу; также об этом есть свидетельства и Иустина мученика. Также и в сочинении отступника Юлиана (правда, опровергаемом Кириллом Александрийским) из уст самого врага Церкви Христовой слышится заявление о почитании святых мощей еще в I веке христианства.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz