СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Евхаристии

О Таинствах Церкви

Гл. 61. Теперь изложу, каким образом мы посвятили самих себя Богу, обновившись чрез Христа. Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны и обещает, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними.

О Крещении

Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, т. е. омываются тогда : водою во имя Бога Отца и Владыки всего и Спасителя нашего

Иисуса Христа и Духа Святого, ибо Христос сказал: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин 3,3). А всякому известно, что родившемуся однажды невозможно уже войти в утробу родившего. И пророком Исаиею возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов (Ис. 1,16-20). И мы получили от апостолов следующее основание для такого действия. Так как мы не знаем первого своего рождения ' и по необходимости родились из влажного семени через взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но стать чадами свободы и знания, и чтобы получить нам отпущение прежних грехов - в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся в грехах имя Отца всего и Владыки Бога (косвенное указание на тесное соединение в Таинстве Крещения - воды и благодати Святого Духа): Это одно имя произносит тот, кто ведет принимающего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие. А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. При имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и имени Духа Святого, Который чрез пророков предвозвестил все относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый (ср. Разг. С Триф. гл. 13-14,19,86).

О Евхаристии

Гл. 65-67. После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и обо всех других, повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познав истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братьев приносится хлеб и чаша воды и вина: он, взяв это, воссылает именем Сына и Святого Духа хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщиться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды и относят к тем, которые отсутствуют. Пища эта называется у нас Евхарисгиею (благодарением) и никому другому не позволяется участвовать в ней, лишь только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение и живет так, как заповедал Христос. Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом отца эта, над которой совершено благодарение чрез молитву слова Его (т. е. через молитву, содержащую слово Самого Христа) и от которой чрез уподобление получает питание наша плоть и кровь, есть - как мы научены - Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса (таинственное преложение евхаристических хлеба и вина В Тело и Кровь Христовы сравнивается с чудом Воплощения Бога Слова и у других отцов Церкви: см. Амросий Медиоланский De iis, qui mister, init.; Иоанн Дамаскин О прав, вере кн. IV гл. 13). Ибо апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, передали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благодарил и сказал: сие творите в Мое воспоминание, сие есть Тело Мое; подобным образом Он взял чашу и благодарил и сказал: сия есть Кровь Моя, и подал им одним (Мф. 26,26; Мк. 14,22; Лк. 22,19; 1 Кор. 11,24). С того времени мы между собою всегда делаем воспоминание об этом. И достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живем, как одно целое, друг с другом. За все получаемые нами благодеяния мы прославляем Создателя всего чрез Сына Его Иисуса Христа и чрез Духа Святого."

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz