СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Пресвятой Троице (продолжение)

О Пресвятой Троице

Кн. IV гл. 20 п. 1-6. По величию Божию нельзя познать Бога, ибо невозможно измерить Отца, но по любви Его - ибо она ведет нас чрез Слово Его к Богу: мы, когда Ему повинуемся, Всегда познаем, что есть столь великий Бог, и Он Сам по Себе устроил, избрал и украсил, и содержит все, а во всем и нас, и этот наш мир (космологическое и телеологическое доказательства бытия Божия; ср. кн. П гл. 25 п. 2-3; гл. 26 п. 3). И мы созданы Им вместе со всем, что Им содержится. О Нем именно говорит Писание: и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт., 2,7). Итак, не Ангелы создали нас или образовали (как учили гностики), и Ангелы не могли создать образ Божий, никто другой, кроме Слова Господа, никакая сила, далеко отстоящая от Отца всего.

Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания ТОГО, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С Ним всегда присутствует Слово и Премудрость Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей (а не по роковой какой-то «необходимости самоистечения и самообнаружения») все сотворил и к Которым (как именно Божеским Существам - кн. II гл. 13 п. 8; кн. V гл. 8 п. 1) Он обращается: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1,26), Сам у Себя заимствуя сущность тварей и образец сотворенных вещей и начертание украшений в мире.

О сотворении Ангелов

Далее Ириней продолжает и упоминает о сотворении Ангелов в словах: «Которым (т. е. Сыну и Святому Духу) служат и подчинены все Ангелы, сами созданные и получающие откровение об Отце чрез Слово - Сына» (см. также кн. II гл. 2 п. 3; гл. 30 п. 6 и 9; кн. III гл. 8 п. 3; кн. IV гл. 7 п. 1-4; гл. 20.п. 9-11). Замечательно, что Ириней различает между Ангелами степени и насчитывает их до семи: Ангелов, Архангелов, Престолов, Господства, Начала, Власти и Силы (там же; ср. с Пастырем Ерма).

О Пресвятой Троице (продолжение)

Кн. V гл. 36 п. 2. Что Слово, т. е. Сын всегда был с Отцом, я уже подробно показал (гл. 14 п. 1 и далее.); а что и Премудрость, т. е. Дух, была у Него прежде всякого создания, Он говорит чрез Соломона: Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом и пр. (Притч. 3,19). И еще: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, и т. д. (Притч. 8,22 и далее). Итак, один Бог, все сотворивший и устроивший Своим Словом и Премудростию; Он есть и Творец, даровавший мир сей человеческому роду, Который по величию Своему неведом всем тварям Своим, - ибо никто ни из древних почивших, ни из ныне живущих не исследовал Его высоты, но по любви Своей всегда познается посредством Того, Которым Он все устроил. Это есть Слово Его, Господь наш Иисус Христос, Который в последние времена соделался человеком среди человеков, чтобы конец соединить с началом, т. е. человека с Богом... Прежде Он был видим пророчески чрез Духа, а теперь видим чрез Сына по усыновлению, и будет видим отечески в Царстве Небесном, так как Дух приготовляет человека к Сыну Божию, а Сын приводит к Отцу, Отец же дарует нетление в жизнь вечную, которая для всякого происходит от видения Отца.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz