|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Но этот высочайший ум, этот умопредставляемый свет не один, а триедин. Святитель Григорий прибавляет: Говорю же о свете, созерцаемом в Отце и Сыне и Святом Духе, Которых богатство в соестественности и в едином (одинаковом) исторжении светлости (Слово 2 на: Крещение); Таким образом, по мысли святого отца один высочайший Свет является в трех Светах; однако Троица нераздельна, хотя Отец, Сын и Святой Дух не одни имена, а Ипостаси - Лица с принадлежащими Им исключительными и непреложными, свойствами: нерожденностью, рождением и исхождением. У нас - Отец и Сын и Святой Дух: Отец - Родитель и Изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын - рожденное; Дух - изведенное, или не знаю как назвал бы сие: тот, кто отвлекает от всего видимого. Потому не выходя из данных нам пределов, вводим Нерожденного, Рожденного и от Отца Исходящего, как говорит в одном месте Сам Бог Слово (Ин. 15,26) (Слово 3 о богословии). В другом месте: Когда произношу слово - Бог, вы озаряетесь единым и тройственным светом-тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), -единым же в отношении к понятию сущности и, следовательно, Божества, Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетавается разделенно; потому что Божество есть Единое в трех и едино суть Три, в Которых Божество, или, точнее сказать, Которые суть Божество. Отец есть Отец и безначален; потому что ни от кого не имеет начала. Сын есть Сын и не безначален, потому что от Отца. Но если будем разуметь начало относительно времени, то Сын и безначален, потому что Творец времен не под временем. Дух есть истинно Дух Святой, происходящий от Отца, но не как Сын, потому что происходит нерожденно, но исходно, если для ясности надо употребить новое слово. Итак, один Бог в Трех и Три Едино, как мы сказали (Слово 1 на Крещение). Или еще: Единое Божество и единая Сила, Которая обретается в Трех единично и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях или естествах, не возрастает и не умаляется через прибавления и убавления, повсюду равна, Повсюду та же, как единая красота и единое величие неба. Это есть бесконечная соестественность Трех Бесконечных, где Каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святой, с сохранением в Каждом личного свойства, и Три, умопредставлямые вместе, - также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия (Слово 2 на Крещение). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster