СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О мире вещественном и о человеке

Второй свет есть Ангел-некоторая струя, или причастие, первого Света - он находит свое просвещение в стремлении к первому Свету и в служении Ему; не знаю - по чину ли своего стояния получает он просвещение, или по мере просвещения принимает СВОЙ чин (Слово на Крещение).

Одни из Ангелов предстоят великому Богу, другие своим содействием поддерживают целый мир; и каждому дано особое начальство от Царя - иметь под надзором людей, города и целые народы и даже распоряжаться словесными жертвами земнородных (Стихотворение об умных сущностях).

О том же у Афанасия Великого, Василия Великого и Оригена

' Святитель Афанасий, называя Ангелов «невещественными, разумными,

бессмертными», пишет:

И мы признаем как различие чинов между высшими силами, так и разность положения и ведения в них. Престолы, Херувимы и Серафимы поучаются непосредственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу; потом они поучают и прочие чины (в разных местах своих сочинений он перечисляет все девять чинов Ангельских) и; таким образом, по порядку высшие учат низших.

Еще полнее пишет Василий Великий:.

Начала и Власти и всякая подобная тварь, имеющая в себе святыню вследствие внимательности и тщательности, не могут, по всей справедливости, быть названы святыми от природы, потому что, возжелав добра, по мере любви к Богу принимают они и меру святости. И как железо, положенное в средину огня, не перестает быть железом, но, будучи раскалено до сильнейшего сходства с огнем и приняв в себя все свойства огня, и цветом,

и действиями подходит к огню, так и сии святые Силы, вследствие общения со Святым по естеству, имеют в себе святыню, которая проникла уже все их существо и соединилась с их природою. Различие же у них с Духом Святым то, что в Духе святость есть естество (по существу), а в них - освящение по причастии (Против Евномия кн. 3).

Ориген же несправедливо полагал, будто Ангелы по своим природе и силам совершенно равны между собою, и будто первоначально они не были разделены на классы, а разделились уже впоследствии, когда некоторые из них пали (подобно тому как души человеческие сначала, в домировом периоде их существования, были совершенно одинаковы по своей природе, а потом, вследствие известного падения, стали более или менее разнообразными в нравственном отношении).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz