СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О мире вещественном и о человеке

Ибо как человек совершенного возраста проявляет в себе душевную деятельность в немаловажных делах, так в начале своего образования показывает в себе сообразное и соразмерное с настоящею потребностью соучастие души в том, что из всеянного вещества устроят она себе сродное жилище. Так осеменяющая причина нашего состава есть и не душа бестелесная, и не тело неодушевленное, но из одушевленных и живых тел первоначально рождается живое, одушевленное существо; человеческое же естество, восприняв его, подобно некоей кормилице, само питает его собственными своими силами; оно же питается в обеих своих частях и в каждой части, соответственно ее, явно возрастает.

Заметим, что в римско-католической Церкви признается непосредственное и отдельное творение души младенца Богом и введение ее в уже образовавшееся тело или даже в самый зародыш его при зачатии; переход же прародительского греха на детей мыслится лишь через осквернение тела.

О Промысле Божием

Так широко основанный мир водружен великим бесконечным Умом, Который все носит в Себе и Сам превыше всего. Но что за помысл обнять необъятное? Бог, как скоро устроил мир, с первого же мгновения по великим и непреложным законам движет и водит его, как волчок, ходящий кругами под ударом. Ибо не самослучайно естество этого обширного и прекрасного мира, которому нельзя и вообразить чего-либо подобного, и в продолжение столь великого времени предоставлен он не самослучайным законам. Видел ли кто-нибудь дом, или корабль, или быструю колесницу, или щит и шлем, которые бы не были сделаны руками? Мир не простоял бы столько времени, если бы в нем было безначалие. И хор певцов расстроится, если никто ими не правит. Вселенной же не свойственно иметь иного Правителя, кроме Того, Кто устроил ее (Стихотворение о Промысле).

Об Ангелах-мироправителях

В управлении миром и промышлении о нем, по воле Божией, участвуют и Ангелы.

Знаем, что есть какие-то Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Светлости, Восхождения; умные Силы, или Умы (т. е. Силы, Серафимы и Херувимы - в переводе с еврейского -пламенеющие и мудрые), природы чистые, беспримесные, непреклонные, или неудобопреклоняемые ко злу, непрестанно ликующие вокруг первой Причины. Эти природы, как воспел бью них иной, или от первой Причины озаряются чистейшим озарением, или по мере естества и чина иным способом принимают иное озарение; они так вообразили и запечатлели в себе Благо, что (сделались вторичными светами и посредством излияний и передачи первого Света могут просвещать других. Они - служители Божией воли - сильны как по своей естественной, так и по приобретенной ими крепости; все обходят, всем и везде с готовностью предстают по усердию к служению и по легкости естества скоро переносясь по воздуху. Эти умы приняли каждый одну какую-либо часть вселенной или приставлены к одному чему-нибудь в мире, как ведомо сие было все Устроившему и Распределившему, и все они ведут к одному концу по мановению Зиждителя всяческих (Слово о богословии).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz