СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О мире вещественном и о человеке

О том же у Григория Нисского

Приведем высказывание на тот же предмет о происхождении душ человеческих святителя Григория Нисского из его труда «Об устроении человека».

Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя и не прежде в нем телесное, а потом уже другое. Наоборот, утверждаем, что предведущим Божиим могуществом приведена в бытие вся полнота человеческого естества, как свидетельствует о том пророчество, которое говорит, что Бог вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия их (Дан. 13,42). В сотворении же каждой части не противопоставляем одного другому - души телу и наоборот, чтобы человек разделяемый разностью во времени, не был поставлен в разлад с самим собою. Поскольку, по учению апостольскому, естество наше представляется двояким, иным в человеке видимом и иным в потаенном (1 Пет. 3,4.), то если одно предсуществовало, а другое произошло после, то сила Создателя окажется какою- то несовершенною и недостаточною, чтобы произвести все вдруг, но раздробляющею дело и трудящеюся в отдельности над каждою половиной. Но как о пшеничном зерне или о другом семени говорим, что оно в возможности заключает все относящееся к колосу - зелень, стебель, сгибы на стебле, плод, ости, утверждаем, что из всего этого, по закону природы в естестве семени ничто не предсуществует или не происходит прежде, но по естественному порядку обнаруживается сокрытая в семени сила, и чуждая природа в дело не вмешивается. По такому же закону и о человеческом осеменении предполагаем, что с первым началом состава всевается естественная сила, которая развивается и обнаруживается с некоторою естественною последовательностью, поступая к совершению целого, ничего не заимствуя извне в средство к этому совершению и сама себя последовательно возводя к совершенству; так что несправедливо было бы утверждать, будто душа произошла прежде тела или тело - без души, но одно обоих начало, по высшему закону положенное первым Божиим изволением, а по другому закону - состоящее в способах рождения. Как в том, что всевается для зачатия тела прежде его образования невозможно увидеть членораздельности, так в этом же самом невозможно представить себе душевных свойств, пока те не придут в деятельность. Как никто не усомнится, что это всеянное образует из себя различные члены и внутренности не какою-либо иною внешнею силою, но силою, сокрытою в семени и естественно, приведенною в деятельность, так согласно с этим то же можно подразумевать и о душе: хотя никакими деятельностями не открывает себя в видимом, но тем не менее уже есть во всеянном; потому что и отличительный вид человека, который из этого составится, в этом заключается по возможности, но сокрыт по невозможности сделаться явным прежде неизбежной последовательности; также и душа есть в семени, но неприметна, и явит себя свойственною ей естественною силою, сообразуясь с телесным возрастом.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz