|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
О блаженном Августине В свое время в борьбе с донатистами, манихеями и пелагианами особенно много потрудился блаженный Августин: он оставил против первых до 10 особых сочинений, против вторых-до 14, опровергая манихейство тем с большею ревностью и успехом, что некоторое время сам держался его заблуждений, против третьих- до 14 сочинений. Но в споре с Пелагием Августин сам несколько уклонился от истины Православия, когда без меры преувеличил повреждение и бессилие человеческой природы в делании добра, усилил воздействие благодати Божией на человека в ущерб его свободной воле (непреодолимая благодать) и допустил едва ли не безусловное предопределение одних к вечному блаженству, других - к вечному мучению. [Следует отметить, что этого недостатка сумел избежать его славный современник и сотрудник в обличении тех же пелагиан, пресвитер и подвижник, блаженный Иероним Стридонский (в Далмации 1420 г.), сочинения которого переведены и изданы в 9-ти томах в «Трудах Киевской Духовной Академии»]. Если впоследствии пелагианское начало отразилось на римско-католической системе, то противоположное ему начало (так называемый - августинизм) со всеми своими крайними выводами пронизало учение протестантов и, особенно, реформатов. Тем не менее, блаженный Августин, епископ Иппонский (в Нумидии, 1430 г.), был одним из знаменитейших архипастырей, богатейших по наследию писателей и назидательнейших проповедников Западной Церкви. Удивительным образом совмещая в себе глубокое, живое и обильное чувство и самый утончённый и логический рассудок, он создал собственную, самостоятельную систему латинского богословия, дав ему в своих писаниях направление и твердую опору на многие последующие века. Вообще блаженный Августин имел огромное влияние на умственное развитие Запада. Из его сочинений особенно замечательна «Христианская наука» (в 4-х книгах), первый и прекрасный опыт священной герменевтики и вместе церковной гомилетики, изданная в русском переводе в Киеве еще в 1835 г. О ереси Нестория После того как ереси ариан, македониан, пелагиан и других были низложены и опровергнуты в многочисленных отеческих сочинениях (как и на самих Соборах), поднялся новый вопрос и занял умы всех, уклонив многих от прямого пути истины к разным заблуждениям. Это - вопрос об образе соединения в Иисусе Христе двух естеств - Божеского и человёческого и взаимном их отношении: Некоторые не хотели допускать ипостасного (личного, т. е. внутреннего и вечного) соединения во Христе двух естеств, признавая только нравственное (внешнее и временное) общение между Словом Божиим (Логосом) и человеком Иисусом и называя потому Христа Спасителя только Богоносцем, а не Богочеловеком, и Пресвятую Деву Марию Христородицею, а не Богородицею. Представителем их был Несторий, архиепископ Константинопольский, славившийся своим красноречием, строгостью жизни и, подобно Арию, в своем высокомерии мало оказывавший внимания и доверия древним церковным писателям. Еще учитель Нестория Феодор, епископ Мопсуестский, говорил: «Таинство Воплощения состоит лишь в том, что единосущное Отцу Слово ради спасения людей сошло на человека, которого Дух Святой образовал в утробе Пресвятой Девы Марии, и почило в нем как Бог, употребив его таким образом в орудие для Себя. Поэтому Христос есть только Богоносец, а не Богочеловек, и Он находится в единении со Словом только нравственном, или благодатном, подобно всем праведникам, хотя и в несравненной степени». Несторий, пользуясь своим высоким положением в Церкви, распространял это лжеучение, соблазнив многих. Ересь Нестория осуждена была на том же III Вселенском Соборе. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster