|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
ОБЗОР ПЕРИОДА Между тем как ереси Ария и Македония волновали Восток, на Западе еще производили смуты: с одной стороны - расколы новациан и донатистов, с другой ереси манихеев и пелагиан, возбуждая письменную деятельность отцов и учителей Церкви Западной. Раскол донатистов (от имени некоего Доната, ставшего впоследствии их лжеепископом), по характеру своему совершенно сходный с расколом новациан и монтанистов, образовался в начале IV века по следующему поводу. В гонение Диоклетиана его указ 303 г. повелевал отбирать у христиан все священные книги и вообще церковные вещи и предавать огню. Большая часть предстоятелей Церкви старалась укрывать их, но другие, будучи не в состоянии противостоять насилию язычников, выдавали их. Таких предстоятелей неумеренные ревнители веры клеймили именем предателей, полагая, что их грех тот же, что и отречение от веры, т. е. грех смертный, который будто бы Церковь безусловно не может разрешить. Потому всех имевших общение с ними они считали нечистыми и требовали перекрещивания от всякого переходящего к ним, так как, по их понятию, самые Таинства Церкви, совершаемые недостойными священнослужителями, теряют характер святости и становятся недействительными. О пелагианстве В IV и V веках продолжали еще существовать и манихей и монтанисты и обольщать многих, которым нравилось оправдывать свои нравственные недостатки и слабости глубокою поврежденностью человеческой природы, унаследованною от прародителей. Но гораздо более опасною для Церкви была ересь Пелагия, строгого мирянина-аскета, гордого подвигами своего благочестия, - по вопросу об отношении свободы воли человеческой к Божественной благодати в деле спасения человека. Лжеучение Пелагия состояло в том, что он (подобно вообще рационалистам) отвергал первородный грех, производя все нравственные недостатки людей, в противоположность манихейству, из подражания друг другу, начиная от Адама, и, вместе с тем, отвергал необходимость для спасения - благодати Божией как сверхъестественной силы, внутренне возрождающей, освящающей и укрепляющей человека к деланию добра, утверждая, что человек только собственными усилиями может остаться верным своему человеческому достоинству и спастись (т. е. достигнуть нравственного совершенства и соединенного с ним блаженства). Подобно партии полуариан, и между пелагианами явилась партия полупелагиан, которые смягчали учение Пелагия тем, что, по их мнению, благодать Божия необходима человеку для утверждения в вере и добродетельной жизни, хотя начало веры и пребывание в вере и добрых делах до конца жизни зависит от воли человека, а не от благодати. Пелагианство осуждено было Церковью на III Ефесском Вселенском Соборе в 431 г. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster