|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
О ересях, произошедших из арианства Спустя время арианская ересь пустила новый побег - ересь, отвергавшую Божество Святого Духа, в лице именно полуарианина - Македония, архиепископа Константинопольского. Первым же, по свидетельству святителя Василия Великого, высказал подобную хулу на Святого Духа, явившуюся следствием из Ариева учения, Евномий, сказав, что «как Отец сотворил Сына, так Сын - Духа». Поразительно, что, разделившись на партии от разногласий и взаимных споров относительно учения о Сыне Божием, все ариане являли согласие в хуле на Духа Святого, уча, что «Он есть тварь и чужд Отцу и Сыну». Святые отцы и учители ревностно принялись защищать догмат о Божестве Святого Духа и единосущии Его с Отцом и Сыном, явившись поборниками всей «Трисиятельной Троицы». Между тем, как следствие противостояния арианам, возникла другая - новая ересь, которую измыслил Аполлинарий, ученик Македония, ставший с 362 г. епископом Лаодикии Сирийской. Вместе с другими отцами, противопоставлявшими арианам православное учение о полной человеческой природе и о соединении человечества с Божеством в одном Лице Христа Спасителя, восстал против ариан и Аполлинарий, ревностный защитник Никейского Символа. Возражая Арию и Евномию, оставлявшим в Воплощении Иисусу Христу одно лишь тело и отвергавшим в Нем человеческую душу, полагая на ее место Слово Божие, Аполлинарий, следуя господствовавшему в школах того времени делению человеческой природы на дух, душу и тело, допускал в Иисусе Христе тело и душу человеческую (низшую и чувственную), а на место духа поставлял Божество (вопреки арианам - истинное и совершенное). Однако он представлял, что Бог Слово в утробе Девы Марии как бы превратил часть Своей Божественной сущности в плоть для Себя. Против аполлинаристов (или, как их еще иначе называли, синусиастов) выступили те же поборники чистой истины Православия; результатом их писаний явилось то, что ересь Аполлинария была осуждена на II Вселенском Константинопольском Соборе в 381 г. Этот Собор был вообще созван для того, чтобы утвердить православное Никейское учение о Втором и Третьем Лицах Святой Троицы и для окончательного осуждения арианства и всех, лжеучений, частью произошедших из арианства, частью развившихся в борьбе с ним (отсюда явилась и новая - пополненная редакция Никейского Символа веры). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster