СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

О Лицах Пресвятой Троицы

Установив на основании Священного Писания эти общие положения относительно Триединого Бога, Ипполит старается выяснить подробнее отношение между Отцом и Сыном и, при единстве естества, утвердить их ипостасное (личное) различие.

Будучи единым и не имея ничего совечным Себе, Бог восхотел сотворить мир и сотворил его. Таким образом, не было ничего совечного Богу, ничего, кроме Его Самого. Но, будучи единым, Он был многим, потому что Он не был ни без слова, ни без мудрости (бите &Хоуо$, бите скгофо«;), ни без силы, ни без совета. Все было в Нем и Он был всем. Когда восхотел и как восхотел, Он произвел в определенное Им время Свое Слово, Которым все сотворил. Таким образом Бог все сотворил, как восхотел. Но как виновника всего сущего, как исполнителя Он родил Слово; имея в Себе невидимым, Он сделал Его видимым для созданного мира; произнеся первый звук и рождая Свет от Света, Он даровал Господа творению. Свой Разум, Который от начала был видим только Ему одному и невидим для созданного мира, сделал видимым, дабы мир, видя явившегося, мог спастись... Таким образом с Ним стал Другой; но, говоря - Другой, я не утверждаю, что два Бога, но - как свет от света, вода от источника, луч от солнца. Есть только одна сила - сила целого, а целое есть Отец, от Которого сила - Слово: Оно есть Разум, Который, исходя в мир, является Сыном Божиим. Все через Него, Он один от Отца.

Яснее высказывается святитель Ипполит, приводя слова апостола Иоанна: В начале было Слово и далее (Ин. 1,1).

Если Слово у Бога и было Богом, то значит ли это, что два Бога. Я исповедую не двух Богов, а единого Бога, но два Лица. Единый Отец, но Лиц два, потому что и Сын есть Бог, третье же-Дух Святой. Сын есть также Вседержитель, как и Отец; также есть /шд всеми Бог (Рим. 9,5), по слову апостола. Как из слов Спасителя: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17,22) не следует, будто мы между собою, с Богом и Христом составляем одно тело, одно существо, одно лицо, а только то, что мы едино по силе и согласию единодушия: так же точно и Сын исповедал, что Он в Отце силою (по естеству) и согласием (Ин. 14,10).

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz