|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Чтобы очистить представление о рождении Сына от Отца от всего антропоморфического (человекообразного), святитель Ипполит делает различие между наименованиями Слово и Сын: . Сего Единородного Сына послал Отец во плоти, как Слово, Которое изначала наименовал Сыном, потому что Оно должно было соделаться Сыном. И в наименовании Сына Он принимает наименование общения, в котором выражается любовь Божия к людям. Потому что Слово без человеческого естества не есть совершенный Сын, хотя совершенное Слово, Единородный. О соединении двух естеств в Лице Искупителя В сильных и довольно своеобразных чертах святитель Ипполит излагает в сочинении «О Христе и антихристе» догмат об истинном Боговоплощении, о воспринятии в личность Слова - человеческого естества без всякого превращения и смешения: Так как Слово Божие было бесплотно, то Оно приняло от Девы святую плоть, как жених, исткав Себе одежду в крестном страдании, дабы, срастворив наше смертное тело со Своим могуществом и смешав тленное с нетленным и немощное с крепким, спасти погибающего человека. Крестное страдание Господа- как бы ткацкий станок; основанасгане-сила Святого Духа;уток - святая плоть, сотканная Духом; нити - благодать Христова, посредством любви стягивающая и соединяющая то и другое воедино; ткацкие челноки - Слово; художники-ткачи - патриархи и пророки, ткущие Христу прекрасный подир и изящный хитон (одежды ветхозаветного первосвященника), через которые, подобно ткацким челнокам, проницая, Слово ткет то, чего.хочет Отец (гл. 4). И несколько ниже - в изъяснении известного пророчества патриарха Иакова (Быт. 49,8—12): Моет в вине одежду свою. Сим прообразовал Иаков Отчий голос, который был ко Христу на Иордане при сошествии Святого Духа. И кровию гроздия одеяние свое. Кровию какого гроздия, как не Плоти Своей, которая была повешена на древе крестном, как виноградная кисть, и из ребра которой истекли два потока- Крови и воды. Омываемые ими народы становятся чистыми, так как Христос называется понесшим грехи их, как бы некий нарамник» (род короткого плаща, который древние накидывали на плечи поверх самой одежды, составлявший также принадлежность первосвященнического облачения, - Ис. 53,4) (гл. 11). Здесь под од&ждою надо разуметь святейшую плоть Христову, сотканную Духом Святым и ипосгасно (лично) соединенную с Божеством, - что всему народу торжественно было явлено на Иордане Отчим голосом с неба; а под вином, в котором омыта эта одежда, - именно Божество Сына или Святого Духа. Если же вместо двух одежд, упоминаемых в пророчестве патриарха Иакова, -нижней и верхней, принимать еще третью - нарамник (или наплечник), то последнему можно приписать то значение, какое в архиерейском облачении имеет омофор, знаменующий собою, как известно, «горохищное, заблудшее овча, обретенное и взятое на рамо (плечо) добрым пастырем, т. е. все человечество, погибавшее, но спасенное страданиями и заслугами Искупителя. Две первые одежды, по такому образу представления, будут означать душу и тело Богочеловека, облекшего ими Свое Божество для тоі;о, чтобы явить в Себе людям Бога, живущего во свете, для них неприступном, и принести за них искупительную жертву. Иорданское Богоявление и голгофское жертвоприношение омыли одежду Его, т. е. прославили человечество Христово в Его уничиженном состоянии, но вместе с тем послужили к омовению (водою и кровию) тех беззаконий, о которых сказал пророк: Он изъязвлен был за грехи наши, так что наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53,5). И верующие действительно усвояют себе заслуги Искупителя в Таинствах Крещения и Евхаристии - в знак чего из ребра Его истекли кровь и вода (ср. Тертуллиан Аёи. Ргах., где он столь же ясно и решительно говорит: «Мы видим, что два естества и состояния не смешаны в одном лице, Бог и человек - иначе, из смешения их образовалось бы нечто третье-но отличаются по своим свойствам и действуют каждое сообразно этим именно свойствам»). |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster