СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ

Экзегетические (толковательные) творения

Творения святого Ипполита Римского

Несмотря на малоизвестность жизни святителя Ипполита, имя его как отца и учителя Церкви всегда было славным и уважаемым. Блаженный Феодорит отводит ему место рядом с такими великими отцами, как Игнатий Богоносец и учитель Ипполита - Ириней Лионский (Dial. 3); а блаженный Иероним, называя его знаменитейшим мужем, пишет, что он не только приобрел у Иринея искусство, учителя веры, но имел обширные познания в области философии и различных светских наук (Epp. ad Lucin. 71 и ad Magnum 70). Эти отзывы вполне подтверждаются разнообразными творениями святителя Ипполита, в которых действительно видны и любовь к истине Христовой, и многосторонняя ученость, и редкая плодовитость писателя. Язык этих творений, по замечанию патриарха Фотия, «ясный и убедительный; в них нет ничего, не относящегося к теме, но напрасно искать в них красоту аттического слога».

Список творений святителя Ипполита мы находим у Евсевия и Иеронима, которые, впрочем, признавали, что им известны не все его труды. Этот список несколько восполняется надписью на мраморном памятнике святителю, найденном в 1551 г. на Веровом поле по дороге из Рима в Тибур: Ипполит изображен на нем сидящим на епископской кафедре, по сторонам которой довольно отчетливо по-гречески перечислены его сочинения.

Все творения святителя Ипполита, написанные, на греческом языке, можно разделить на 4 класса: 1) экзегетические, 2) догматико-полемические, 3) гомилетические и 4) историко-хронологические.

Экзегетические (толковательные) творения

Над истолкованием Священного Писания Ипполит потрудился более всего, так что древность упрочила за ним имя первого толкователя (в собственном смысле слова) Священного Писания. Свидетельства древних и, отчасти, надпись на мраморной кафедре показывают, что он оставил объяснения на книги Бытия, Исхода, Числ; на Псалмы, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней; на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила и Захарию; также на Евангелия Матфея, Луки и Иоанна (Апология против так названных «алогов» - последователей Артемона, отдельной ветви монархиан-эвионеев) и на Апокалипсис. Но одни из его толкований совсем для нас потеряны, другие же сохранились, только в отрывках. Толковательными трудами святителя Ипполита, особенно на Шесгоднев, пользовались святитель Амвросий Медиоланский и многие другие. Фотий о толковании Ипполита на книгу Даниила замечает: «Хотя он не объясняет пророка буквально, но от смысла не отступает» (Bibi. cod. 202). Этот отзыв Фотия может быть применен к толкованиям святителя Ипполита на многие книги Священного Писания, так как сам стиль его толкований, как и у Оригена, - аллегорически-идеальный, т. е. отвлеченный.

Предыдущая >> Следующая

Тропарион  ||  Каноны или книга правил  ||  Православные ссылки  ||   Почтовая форма
 

Copyright © 2000-2012   Webmaster

Hosted by uCoz