|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Псалом-тишина душ, раздатель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может еще считать врагом Того, с кем возносил один голос к Богу? Потому псалмопение доставляет нам одно из величайших благ-любовь, изобретя, вместо узла, совокупное пение к единению и сводя людей в один согласный хор. Псалом - убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхах, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих - это начатки учения, для преуспевающих - приращение ведения; для совершенных- утверждение. Это голос Церкви. Он делает празднества светлыми; он производит печаль по Бозе. Ибо псалом и из каменного сердца вынуждает слезы. Псалом - занятие Ангелов,; небесное сожительство, духовный фимиам. Это - мудрое изобретение Учителя, устроившего, чтобы мы пели и вместе с тем учились полезному. От того и уроки лучше запечатлеваются в душах. Ибо с принуждением выучиваемое не остается в нас надолго; а что принято с удовольствием и приятностью, то укореняется в душах тверже. Чему только не научишься из псалмов? Разве не познаешь величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, -образ покаяния, меру терпения и всяческое из благ, какое ни поименуешь? Здесь есть совершенное богословие, предречение о прошествии Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетования славы, откровения Таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов, которые из многих музыкальных орудий пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как мне кажется, разуметь, что в нем издает голоса благодать, подаваемая свыше от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и лире звучит внизу медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего и не увлекались приятностью пения в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самим устройством этого орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою могут удобно восходить к горнему. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster