|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
О том же у Григория Нисского и у Афанасия Великого Святитель Григорий Нисский также писал об употреблений и значении Книги псалмов: - Псалмопевец, столь суровый и напряженный образ добродетельной жизни, столь загадочное, исполненное тайн учение, столь неизреченное и сокровенное неизглаголанными созерцаниями богословие, сделал до того постижимым и сладостным, что учение это изучается не только совершенными мужами, у которых очищены уже душевные чувствилища, но делается собственным достоянием женского терема, - как одна из игрушек доставляет удовольствие младенцам, а престарелым служит вместо жезла и отдохновения; и кто весел, тот дар этого учения считает своею собственностью, а кто по какому-либо обстоятельству в грустном расположении, тот думает, что ради него подается такая благодать Писания. И путешествующие, и плывущие морем или занятые какими-либо сидячими работами и вообще все, упражняющиеся в чем бы то ни было, и мужчины, и женщины, здоровые и больные считают для себя утратою - не иметь в устах своих этого высокого учения. Даже и пиры, и свадебные торжества среди радостей в этом любомудрии заимствуют для себя часть увеселения; не говоря уже о Божественном песнопении псалмов на всенощных бдениях и об изучаемом Церквами в них любомудрии (О написании псалмов кн. 1). Подобным же образом писал и святитель Афанасий в «Послании к Маркеллину»: Книга псалмов, подобно саду, заключая в себе насаждения всех друґих священных книг, со сладкопением передает излагаемое в них и, воспевая о том, показывает также и свои особенности. Ибо, кроме всего того, что в ней есть сходного и общего с другими книгами, она имеет ту достойную удивления особенность, что в ней описаны и изображены движения каждой души, изменения этих движений и направление их к лучшему, так что желающий может из этой Книги, как с картины, заимствовать образец, ясно представить его в уме и запечатлеть себя самого в том виде, как в ней описано. В других книгах человек слышит только закон, предписывающий, что ему делать и чего не делать; или слышит пророчества, из которых узнает, о пришествии Спасителя, и внимает повествованиям, из которых может узнать деяния царей и святых. В Книге же псалмов слушающий как всему научается, так и уразумевает и изучает (как бы в зеркале) еще и движения своей души, и, смотря по тому, чем он страждет и чем одержим, Может избрать в ней живописуемый словом образ, и не такой, о котором можно только послушать и Пройти мимо, но который научает, как должно говорить и действовать, чтобы уврачевать свою немощь. И в других книгах найдем угрозы, воспрещающие делать худое; в Книге Же псалмов изображено, как должно воздерживаться от худого. Например есть заповедь, что должно покаяться; и что покаяться - значит отстать от греха; но здесь изображено и как должно покаяться, и что надлежит говорить при покаянии. Еще Павел сказал: от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster