|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
Но кто берет в руки Книгу псалмов, тот, если пророчества о Спасителе проходит с обычным удивлением и благоговением, как и в других Писаниях, то прочие псалмы читает уже как собственные свои слова; да и слушающий, как будто сам от себя произнося это, приходит в умиление, и все речения песнопений делаются ему близкими, как бы действительно его собственными, так что оба они сказанное в псалмах возносят Бо1у от своего собственного лица, как бы говоря о том, что сделано ими самими.. Ибо, в псалмах описываются и сохранивший заповедь, и преступивший оную, также как дела того и другого; и так как всякий человек необходимо принадлежит к тому или другому роду, то, как сохранивший заповедь или как преступивший оную, может употреблять слова написанные о каждом. Так, хотя все Божественное Писание учит добродетели и истинной вере, но Книга псалмов как бы на картине представляет, как должна вести себя душа: здесь каждый из нас или, обличаемый совестью, с сокрушением сердца приносит покаяние, или, слыша об уповании на Бога и о таковой-благодати, являемой верующим, радуется и начинает благодарить Бога и т. п. Необходимо не пройти молчанием и того, почему такие слова поются плавным и песенным напевом. Ибо у нас некоторые из людей простых, хотя веруют, что самые изречения богодухновенны. однако думают, что поются псалмы по благозвучию и для услаждения слуха. А это несправедливо. Ибо Писание не заботится о приятности и сладкоречии, да и пение установлено для пользы душевной, как вообще, так и в особенности по двум следующим причинам. Во-первых, прилично было, чтобы Священное Писание прославляло Бога не только последовательною речью (в Законе, Пророках и в Новом Завете), но и не имеющей) строгой последовательности; а этим и соблюдается требуемое Законом, чтобы люди любили Бога всею крепостью и силою. Во-вторых, как приведением в стройность свирели производится согласие звуков, так как и в душе бывают различные движения, - есть в ней силы: мыслящая, вожделеющая и раздражительная, и их движением производится деятельность телесных членов, то Писание требует, чтобы человек не был в разногласии и раздоре с самим собою, так чтобы мыслить ему хорошо, а делать худо, подобно Пилату, говоря: не нахожу в Нем никакой вины (Ин. 19,4) и в то же время соглашаясь с мнением иудеев; или вожделеть худого и быть не в состоянии сделать это, как старцы с Сусанною; или еще - не прелюбодействовать, но красть, или не красть, но убивать, или не убивать, но говорить хулу. Потому, чтобы не произошло какого- либо подобного смятения, Писание требует, чтобы душа, по слову апостола, имея ум Христов (1 Кор. 2,16)! пользовалась сим вождем и им сдерживала то, что есть в ней страстного, и начальствовала над телесными членами, приводя их в послушание разуму, и чтобы, как бряцало в гармонии, так сам человек, сделавшись псалтырем и внимая духу, всецело во всех членах и движениях послушен был и служил Божией воле. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster