|
СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ |
|
В 370 г. Евсевий, после восьмилетнего управления кесарийскою паствою, скончался на руках Василия. Сделавшись его преемником, Василий Великий по- прежнему продолжал назидать своих пасомых ежедневными поучениями, особенно же занялся благоустройством богослужения (антифонное пение, литургия, молитвы) и самого клира. Заметив в некоторых епископах и пресвитерах злоупотребления и недостатки, он дал им строгие правила чистой и безукоризненной жизни; кроме того, устроил во всей епархии несколько больниц и других благотворительных учреждений для бедных - словом, был для своей паствы истинным архипастырем и отцом. Не менее деятелен был Василий в заботах об умиротворении Вселенской Церкви и в борьбе с врагами Православия - арианами. Прирожденная твердость духа кесарийского святителя, чуждая всякой лести и угодничества, подкрепляемая, и вышним заступничеством, заставила самого императора прекратить гонения на него и его православную паству. Но труды пастырского служения и житейские скорби скоро истощили телесные силы Василия Великого и на 50-ом году жизни повергли его на смертный одр. В первый день января 379 г. эта «труба, оглашающая вселенную, эти уста богословия» (по выражению Григория Богослова) смолкли, и он спокойно отошел ко Господу. Творения святителя Василия Великого Великий архипастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним писателем. Все его сочинения запечатлены тем же духом строгого величия, каким отличались и все действия святителя Василия. «Твое слово - гром, а жизнь - молния», - говорил о нем друг его, Григорий Богослов (Эпитафия 8 свт. Василию). И имя Великий является, можно сказать, собственным именем Василия. Сочинения святителя Василия удобно разделить на пять видов: догматические; экзегетические; нравственные; Беседы и Слова, а также Послания, или Письма. Творения Василия Великого изданы в русском переводе в 7-ми томах при редакции «Творений святых отцов». Догматические творения К догматическим творениям Василия Великого относятся: Три «Книги против Евномия», арианского епископа. В них он опровергает «Апологию» Евномия, написанную в защиту арианства. В первой Книге святой отец сначала обличает дерзость Евномия, утверждавшего, что в учении веры не должно стесняться ни авторитета учителей, ни числа последователей, и затем опровергает возражения его против единосущия Сына Божия с Богом Отцом. Например, полагая в нерожденности самую сущность Отца, Евномий говорил, что Сын рожденный, естественно, должен быть отличен от Отца и ниже Его. Василий возражает ему, что нерожденность есть понятие отрицательное и, подобно таким же понятиям - безначальности, неизменяемости и другим, не может означать сущности Божией, которая притом никому неизвестна. Как нерождённый, -продолжал Евномий, -Бог не может и рождать. В ответ святитель Василий ссылается на то, Что, однако же, Священное Писание называет Бога Отцом. Во второй Книге святитель доказывает, что учение Евномия о Сыне Божием, как творении Отца, противоречит Священному Писанию, объясняя при этом слова: Господь созда мя в начало путей Своих. В третьей Книге святитель рассуждает о Божестве Святого Духа, Которого Евномий считал творением Сына, говоря, что так как Дух Святой есть третий по порядку и достоинству, то третий Он и по естеству. Святитель Василий опровергает его доводом, что заключение это вовсе не необходимое и ничем не подтверждаемое. Так святитель Василий преследует своего врага на каждом шагу, разрешает его хитросплетенные, умствования и обличает их внутренние противоречия. |
|
Тропарион || Каноны или книга правил || Православные ссылки || Почтовая форма |
Copyright © 2000-2012 Webmaster